Эксперимент с полимерной эпоксидной смолой

Чем отличается полиэфирная смола от эпоксидной?

В промышленности применяются различные виды смол: полиэфирные, винилэфирные, эпоксидные, фенольные, цианатные, бисмалеиды и пр. Но когда речь заходит о домашнем или мелкопромышленном использовании, чаще всего выбирают между полиэфирной и эпоксидной смолой. Эти полимеры имеют ряд различий, особенностей, преимуществ и недостатков. Попробуем разобраться и выяснить, чем они отличаются, а также что лучше для конкретных случаев: полиэфирная смола или эпоксидная.

Содержание

Характеристики эпоксидной смолы

  • Механические свойства. Предел прочности эпоксидов на 20-30% выше, чем полиэфиров. Способность выдерживать напряжение и деформацию без повреждений гораздо сильнее. Прочность на изгиб и сопротивление нагрузкам чрезвычайно высоки.
  • Клеевые свойства. При отверждении эпоксидка работает как мощный клей с высокой адгезией.
  • Усадка. Эпоксиды дают незначительную усадку при затвердении.
  • Водостойкость. Отвержденные эпоксидные полимеры водостойки.
  • Срок годности. При правильном хранении смола не потеряет своих свойств в течение нескольких лет.
  • Полимеризация. На отверждение эпоксидки влияют только отвердитель и температура. В среднем при комнатной температуре 22-25°С смола затвердевает за 24 часа. Добавлять больше отвердителя с целью ускорить отверждение не стоит, жидкость может не отвердеть вовсе. Сократить время сушки можно, увеличив температуру в помещении. При увеличении температуры на 10 градусов скорость полимеризации удваивается. Но не стоит устанавливать температуру выше 40 градусов.
  • Запах. При отверждении смола не выделяет ярко выраженного запаха.
  • Закипание. При сильном нагревании эпоксидка может закипеть и стать непригодной.
  • Долговечность. Затвердевшие эпоксидные полимеры устойчивы к износу, растрескиванию, отслаиванию, коррозии, образованию микротрещин и плесени.
  • Устойчивость к УФ. Сам по себе полимер не устойчив к ультрафиолетовому излучению. Хотя некоторые марки содержат добавки, повышающие резистентность к УФ. Однако лучший способ защитить поверхность от пожелтения и разрушения, покрыть УФ-стойким полиуретановым лаком.
  • Сложность применения. Для работы с эпоксидкой требуется опыт нанесения и определенные навыки, так как в ходе отверждения теряется вязкость, и с материалом становится сложно работать на вертикальных и наклонных поверхностях.
  • Сферы применения. Эпоксиды применяются для производства изделий с повышенной износостойкостью, гидроизоляцией, прочностью склейки. Например, в ракето- и авиастроении, судостроении, производстве гоночных автомобилей и пр.
  • Стоимость. Эпоксидка стоит значительно дороже полиэфирной.
  • Экологичность и безопасность. Эпоксиды не содержат канцерогенных компонентов, летучих органических соединений, не горючи. Компоненты смолы безопасны и удобны в транспортировке и хранении.

Характеристики полиэфирной смолы

  • Механические свойства. Полиэфирные смолы по этому параметру значительно уступают эпоксидам. Поэтому часто механические воздействия и деформации приводят к трещинам и расслоению в изделиях.
  • Клеевые свойства. Полиэфиры обладают слабой адгезией, поэтому плохо работают в качестве клея.
  • Усадка. Полиэфирка может дать усадку в объеме до 7-10%. При этом процесс усадки может занять время, и расслоение будет очевидным не сразу.
  • Водостойкость. После отверждения поверхность имеет слабые гидроизоляционные свойства и проницаема для воды.
  • Срок годности. Полиэфирка имеет небольшой срок годности: в среднем 6 месяцев — 1 год.
  • Полимеризация. Скорость отвердевания полиэфиров значительно выше, чем эпоксидов, и обычно составляет несколько часов. Ускорить процесс сушки можно с помощью катализатора МЭКП.
  • Запах. Во время затвердевания компоненты полимера выделяют сильный запах.
  • Закипание. Полиэфирные полимеры не склонны к закипанию.
  • Долговечность. Полиэфиры образует долговечное покрытие, но склонны к образованию микротрещин, менее устойчивы к воздействиям, менее прочны, чем покрытия из эпоксидки.
  • Устойчивость к УФ. Поверхности из полиэфирки устойчивы к ультрафиолетовому излучению и не нуждаются в верхнем покрытии для предотвращения пожелтения или разрушения от солнечного света.
  • Сложность применения. Материал довольно прост в применении и не требует особых знаний и опыта.
  • Сферы применения. Полиэфиры применяются в случаях, когда дешевизна и простота работы важнее прочности и стойкости. Например, в ландшафтном дизайне, сантехнических работах, автотюнинге и пр.
  • Стоимость. Полиэфирная смола стоит в 2-3 раза дешевле эпоксидной.
  • Экологичность и безопасность. Полиэфиры содержат канцерогенный стирол, выделяющий сильный неприятный запах. Компоненты смолы – легковоспламеняющиеся жидкости, катализаторы горючи и взрывоопасны. Но на рынке существуют смолы без стирола и с его пониженным содержанием.

Сравнение эпоксидной и полиэфирной смолы

Чтобы более наглядно оценить отличия полиэфирной смолы от эпоксидной, мы собрали их основные плюсы и минусы в сравнительной таблице:

скорость полимеризации определяет

устойчивость к УФ

горючесть и взрывоопасность

Что выбрать: полиэфирка или эпоксидка?

Отвечая на вопрос что лучше, эпоксидная смола или полиэфирная, прежде всего необходимо учитывать требования к будущему изделию.

Эпоксидная смола благодаря прочности, глянцевому финишу и долговечности идеально подойдет для изготовления барных стоек, столов, столешниц, фасадов корпусной мебели, домашнего декора и украшений. Полиэфирная смола в силу невысокой стоимости и простоты использования подойдет, например, для производства искусственного камня, сантехнических деталей, системных плат, подоконников, бамперов автомобилей.

В целом, вывод можно сделать следующий: если важна долговечность, прочность и глянцевая отделка, выбирайте эпоксидную смолу. А если не планируется подвергать изделие высоким нагрузкам, и цена имеет большое значение, делайте выбор в пользу полиэфирной смолы.

Как работать с молдами: создание украшений из эпоксидной смолы

Эпоксидная смола – это полимерный материал, благодаря которому вы можете создать своими руками сотни удивительных украшений и других аксессуаров. В этой статье мы еще раз расскажем основные особенности подготовки эпоксидной смолы к творчеству и более детально расскажем об использовании молдов для заливки и создания ювелирных изделий.

Основные характеристики эпоксидной смолы:

  • создает абсолютно прозрачную твердую поверхность;
  • нетоксична после застывания;
  • обладает хорошими гидроизоляционными свойствами;
  • отличная износостойкость;
  • очень прочная.

Если вы решили купить эпоксидную смолу в строительном магазине, будьте осторожны: по ошибке можно приобрести эпоксидный клей, который не подходит для творчества. Кроме того, для создания бижутерии и аксессуаров годится только специальная ювелирная эпоксидная смола. В нашем каталоге вы найдете все необходимые материалы высокого качества от известных производителей.

Содержание

Как работать с эпоксидной смолой

При смешивании отвердителя и смолы происходит реакция полимеризации, во время которой выделяется некоторое количество тепла. Поэтому важно соблюдать технику безопасности.

  • Обязательно наденьте фартук, перчатки, респиратор, чтобы не надышаться парами и не запачкать руки и одежду (смола не отстирывается).
  • Желательно надеть защитные очки.
  • Рабочие поверхности застелите укрывной пленкой.

Если смола или ее компоненты попали на кожу, то следует как можно быстрее смыть их горячей мыльной водой или протереть жидкостью для снятия лака, содержащей ацетон. Чистую кожу промойте водой, высушите, нанесите жирный крем или вазелин.

При попадании в глаза промойте их в течение 15 минут чистой теплой водой и срочно обратитесь к врачу.

Как приготовить смолу правильно

Заранее выставите на стол все материалы и инструменты, которые могут вам потребоваться:

  • смола и отвердитель от одного производителя;
  • красители и декоративные элементы;
  • одноразовые шприцы (объем от 3 кубиков), иголки не нужны;
  • пластиковые одноразовые стаканчики, пластиковая тарелка или другая емкость для смешивания;
  • деревянный шпатель для размешивания;
  • молды для заливки смолы
  • зубочистки.

Повторно использовать емкости, шпатели и шприцы нельзя.

Первым делом внимательно прочитайте инструкцию производителя. У разных фирм способы приготовления могут различаться, но принцип везде одинаковый.

  1. Смешайте смолу с отвердителем в емкости. Отмеривать нужное количество удобнее всего с помощью шприца: вы будете знать точный объем и не потеряете ни одной капельки.
  2. Аккуратно перемешайте компоненты деревянным шпателем, двигаясь по кругу в одном и том же направлении, чтобы избежать появления пузырьков. Периодически оценивайте прозрачность смеси, просматривая ее на просвет с помощью яркой лампы.
  3. Во время смешивания вы почувствуете тепло, это нормальное явление, означающее, что идет реакция полимеризации.
  4. Дайте готовой смоле отдохнуть 20-30 минут. В это время подготовьте декоративные элементы. Если вы планируете добавить краситель, отлейте часть смолы в отдельный стаканчик и смешайте там.
  5. Если пузырьки все же появились, поставьте емкость со смолой в глубокую тарелку с горячей водой на несколько минут. Под воздействием тепла воздух поднимется на поверхность, и пузырьки исчезнут сами. В крайнем случае проколите их тонкой иголкой.

Какой декор для заливки в молды можно использовать?

Молды отлично подходят для того, чтобы делать украшения с любым объемным наполнителем: мхом, сухими цветами, ракушками, листиками, блестками и так далее. Соблюдайте золотые правила:

  • никогда не используйте плохо просушенные или свежие растения в качестве наполнителя. Они сгниют и превратятся в черную массу, неприятную на вид;
  • ракушки обязательно обезжиривайте;
  • витражные краски, поталь, блестки добавляются в небольшом количестве, чтобы не испортить свойства смолы.
  • Никогда не добавляйте в смолу более 5% (от общей массы) жидких и более 50% сухих наполнителей и красителей. Это влияет на качество готового изделия.

Мастер-классы по работе с эпоксидной смолой

Эпоксидная смола или эпоксидка — модный полимерный материал. С его помощью можно изготавливать самые разнообразные вещи: от брелков до мебели. Однако он может быть капризным, если начать мастерить, не имея навыка. Поэтому мастер-класс по работе с полимерной эпоксидной смолой будет полезен для начинающих и делающих первые шаги в этом хобби.

Пройти мастер-классы можно во многих городах России.

Санкт-Петербург. Арт-студия Глеба мастер-классы «Срез камня» и «Море». Промокод на 15% скидку «PractEco».

Особенности материала

Почему эпоксидка так быстро завоевала популярность? Секрет кроется в ее свойствах и внешних качествах. Полимерная смола отличается:

  • Прочностью. В застывшем состоянии напоминает стекло, однако легче и не бьется. Изделия из этого материала хорошо выдерживают различные механические воздействия, перепады температур, высокую влажность и другие негативные факторы.
  • Износостойкостью. Смола не истирается и не мутнеет со временем.
  • Пластичностью. В жидком состоянии эпоксидка очень удобна для работы: может принимать любую нужную форму, легко заполняет отведенное пространство.
  • Долговечностью. Благодаря прочности и износостойкости изделия из полимерной смолы будут служить очень длительное время.
  • Привлекательным внешним видом. Сама по себе эпоксидная смола прозрачна, отлично пропускает свет. Она хорошо сочетается с разными материалами: древесиной, металлом, пластиком и другими. Эпоксидкой можно заливать цветы, бутоны, листья, камушки, бусинки и другие элементы декора.

Кроме того, смола прекрасно сцепляется с разными типами поверхностей. Благодаря этому создается очень прочное соединение.

Какие сложности могут возникнуть при работе

Однако, несмотря на неоспоримые достоинства смолы, в процессе заливки и обработки могут возникать разные сложности. Особенно у тех, кто ранее не работал с полимерными материалами. Среди них можно выделить:

  • низкое качество эпоксидной смолы, что может приводить к появлению желтизны и трещин;
  • неверные пропорции при смешивании материала с различными пластификаторами, красителями;
  • неумение создавать нужные формы;
  • неправильная обработка смоляных заготовок, в результате чего не получится сделать нужный предмет;
  • ошибки при заливке.

Важно учитывать, что эпоксидная смола некоторых видов может быть токсична. Поэтому при работе с подобными составами необходимо строго соблюдать меры предосторожности. Обязательны средства индивидуальной защиты, ровная поверхность, хорошая проветриваемость помещения. Еще лучше не покупать подобных составов, а выбирать экологичные и безопасные.

Чему научит обучение

Мастер-класс по работе со смолой научит правильно взаимодействовать с этим материалом. С его помощью можно избежать типичных ошибок, совершаемых почти всеми новичками. Такие уроки рассказывают:

  • Как выбрать смолу. Какие марки лучше всего использовать, какую эпоксидку купить, если необходимо создать прозрачную вещицу, как в жидком состоянии должен выглядеть материал и какую консистенцию иметь.
  • Как подбирать отвердители и красители. Существует большое количество пластификаторов, пигментов, цветных паст. Однако они должны сочетаться с приобретенной эпоксидкой, давать нужный оттенок.
  • В какой пропорции смешивать вещества. Различаются в зависимости от характеристик смолы и отвердителей, целей. Немаловажны и правила перемешивания. Умелые действия позволят получить однородную смесь.

  • Как создать нужную форму. Изготовление опалубки (материалы, размеры), правильная заливка. Специалисты рассказывают, как лучше комбинировать эпоксидку с древесиной, металлом, пластиком, стеклом. Важно, чтобы смола прочно держалась, не пропитывала все отверстия и поры, приводя к расширению другого материала, например, дерева.
  • Сколько времени подождать до первого схватывания или полного отвердения. При обработке важно, чтобы раствор дошел до требуемой кондиции. В противном случае можно испортить заготовку. Отдельным правилам подчиняется заливка слоями. Здесь можно не ждать полного отвердевания предыдущего уровня, но нужно точно знать, когда можно продолжить.
  • Как обрабатывать заготовки. Застывшую смолу нужно шлифовать и полировать, иногда приходится резать. Понадобится подбирать инструменты и насадки к ним, соблюдать технологию и меры безопасности. Мастер-класс научит, как сделать все это не только правильно, но и максимально просто, без лишних действий. Кроме того, технологии шлифовки и полировки могут отличаться в зависимости от того, глянцевая или матовая поверхность необходима.
  • Как избавиться от пузырьков, застывших пылинок и других лишних элементов. Иногда в уже готовой основе можно заметить что-то постороннее, что портит весь вид. Чтобы не делать все сначала, нужно знать, как исправить дефект.
Читайте также:  Универсальные напильники из дерева своими руками

Специалисты-ведущие смогут рассказать также и другие секреты. На мастер-классе можно узнать множество лайфхаков и полезных советов. Благодаря им тренировки и последующее взаимодействие с полимером станут более простыми.

Где пройти

Участие в мастер-классе по полимерной эпоксидной смоле бывают самыми разнообразными: для новичков, для тех, кто уже имел дело с этим материалом, и даже для опытных. Есть общие уроки или по отдельным темам, например, создание форм, обработка, шлифовка. Где и как можно поучаствовать:

  • Самый простой и доступный вариант — видеоуроки. Их можно найти в открытом доступе на разных площадках в сети Интернет. Мастера рассказывают и показывают, как правильно смешивать, какие инструменты брать, как создавать определенные предметы. Работа с эпоксидкой в обучающих видео рассматривается довольно подробно.
  • Бесплатные уроки. Их нередко проводят в различных компаниях, занимающихся обучением, а также в магазинах, связанных с хобби, на небольших предприятиях. Это могут быть вебинары, которые можно посетить в домашних условиях, встречи в реальности. Второй вариант более предпочтителен, так как увидеть все нюансы и освоить азы можно вживую, а ведущий сможет подсказать, что делается неверно и поможет исправить ошибку.
  • Платные мастер-классы. Проводятся специалистами своего дела на разных площадках. Могут быть одиночными или комплексными.

Подробнее узнать о проведение мастер-классе по такому творчеству можно в интернете. Сайты обязательно выкладывают информацию о проведении бесплатных или платных уроков. При выборе мастер-класса обратите внимание, кто будет его вести, какие темы планируется осветить, как долго он будет длиться. Это поможет сориентироваться в программе и понять, нужен ли вам этот урок, а подробности можно уточнить у организаторов и ведущих.

Эпоксидные эксперименты. Часть 2

Это продолжение моей первой статьи об экспериментах с эпоксидной смолой.

Итак, я воодушевилась полученными результатами и пошла дальше.

Слева уже привычные икеевские звезды, но уже слегка подкрашенные. Не совсем удачно, но факт — эпоксидка не только прозрачна!

Правее лак для ногтей (смотрите прошлую статью).

Слева внизу квадратики, слегка подкрашенные ручками. Урррра, получается. К чести сказать, до сих пор цвет хорошо держится (прошло больше полугода).

Остальное вам уже известно: пайетки, бисер, блёстки и всё те же ошибки.

Сердечко и звездочка сделаны на собственноручно вырезанных шаблонах, о них ниже.

Тут мне в голову ударила мысль, почему бы не подкрасить смолу чернилами от ручек.

Сразу скажу, хранить их — гиблое дело, стержень надо использовать весь сразу. Чернила очень быстро сохнут. По опытам выходит, надо минимум 15 мл смолы на один стержень, иначе он разойдётся комочками и цвет не будет однородным. Ну и, соответственно, чем больше смолы на стержень, тем светлее цвет.

Справа всё те же формочки для льда. Слева — взяла пластик от бейджика, обвела рисунок и вырезала. Сверху налила смолы. Сразу скажу, пластик после высыхания смолы легко можно отделить, получается просто вот такая заготовка. Покрашено всё это добро гелевыми ручками.

Замечу, что у меня смола странно реагировала на фиолетовые ручки. На этом фото все розовые элементы получились из фиолетового стержня. При этом на гранях он вообще отливает оранжевым. Дальше я ещё пробовала фиолетовые ручки разных фирм, всё равно возникает оранжевый эффект. Странно и необычно.

Икеевские рыбки (простите за газетку на фоне). Здесь видно, что фиолетовый с оранжевым отливом. Голубая рыбка покрашена витражной краской, у меня они деколовские на органической основе. Цвет получается яркий, но смола теряет прозрачность. Впрочем, из-за особенностей молда все рыбки непрозрачные получились. Зелёная сделана из ручки-металлика, переливается как, собственно, металлик и непрозрачная вообще.

Звёзды с голографическими блестками, очень красиво блестят. Голубые кругляшки я заливала в несколько этапов: подкрашенный витражной краской слой, на нём слюда для ногтей (продаётся для нейл-арта, кусочки фольги или типа того) и залито белым основанием. И сразу совет: если вы заливаете слоями поэтапно, не вынимайте неготовое изделие из формы. Потому как, если вынуть и положить обратно, обязательно где-нибудь образуются воздушные карманы, в которые-то радостно и устремится новая порция смолы. На нижнем правом кабошончике можно разглядеть справа налёт, похожий на соль — это перелившаяся эпоксидка.

Кстати, я эти кабошончики начала оплетать бисером, сделала браслет, начала колье, почему-то забросила, а когда нашла, белый цвет сильно пожелтел и они перестали быть красивыми. Думаю, это зависит от марки эпоксидки.

Диско-серия с пайетками. Тоже поэтапная: сначала прозрачный слой с пайетками, потом слой, подкрашенный чёрной акриловой краской. Кстати, она так и не разошлась, на фото не видно, но чёрный слой с крупичками и на просвет темно-серый и несплошной. Вывод: с акрилом не очень.

На сердечке видны отпечатки шипов с пресловутого коврика. Их очень трудно счистить и перезалить, печалька.

Слева — тоже проба, но тут надо сделать небольшое лирическое отступление. Наткнулась я как-то в сети на статью о творчестве одной японской мастерицы, которая делала кандзаши из неизвестного материала (фото с того сайта сохранила, название его уже не помню, к сожалению).

“Хех, — думаю я, — да это ж эпоксидка на проволочном каркасе!” Окрылённая тем, что, кроме гениальной меня, никто не додумался, иду экспериментировать. Кладу, значит, лепестки из проволоки на стекло и заливаю. Всё проливается мимо в просветы. В общем, через неделю всяко-разных попыток получилось то, что вы видите на предыдущем фото. Честно говоря, мне не очень понравилось: слой эпоксидки довольно трудно рассчитать по диаметру проволоки, получается, что он немного вылезает за границы. Неэстетично в общем.

Потом я увидела на ютюбе видео с этой японкой, в котором она макала каркас в банку с тягучей жидкостью и сушила феном. Ага! Ждём, пока эпоксидка чуть загустеет, макаем. Однако смола довольно быстро лопается, феном тоже не получилось. А потом я вообще пришла к мысли, что в банке у неё витражная краска. Но это уже совсем другая история.

Вот вкратце описала то, что успела сфотографировать и вспомнить. Напоследок хочу поделиться некоторыми соображениями.

1. Эпоксидка не дружит с водой. Если вы заливаете невысушенные растения (они содержат воду), через некоторое время они почернеют и приобретут неприятный вид. Если смешать эпоксидку с чем-нибудь на водной основе (я пробовала с гелем для умывания), она просто не застынет. Ещё не рекомендуют покрывать лаком на водной основе — смола может помутнеть. У меня как-то разок капля смолы стекла в воду и застыла примерно как парафин от свечки. Думаю, можно использовать как-нибудь.

2. Для избавления от пузырей можно чуть нагреть смолу, можно подуть на пузырьки. Видела, как пузырики разгоняют горелкой и зажигалкой, но предупреждаю, это может быть опасно, особенно если вы не уверены в своей эпоксидке. Не рекомендую так делать.

3. Острые края после затвердевания можно обрезать (если они тоненькие) или отшкурить наждачкой (не поцарапайте изделие). При работе с наждачкой лучше её смочить и надеть повязку (пыль от эпоксидки не самая полезная).

4. При сочетании с полимерной глиной эпоксидку можно *та-дааааам* запекать вместе с ней в духовке. Не превышайте рекомендуемую температуру и не держите долго там, уделите внимание безопасности (как при работе с полимеркой).

5. Стандартное: соблюдайте технику безопасности, проветривайте помещение и не давайте детям. Ну и сами смолу не пейте.

Эпоксидная смола. Материалы.

С полимерной глиной можно сочетать множество материалов: проволоку, войлок, краски, силикон, эпоксидную смолу и многие другие. Примеры можно найти в работах участников нашего сообщества, в гугле, на фликре. В этом посте я хочу расказать о работе с эпоксидной смолой и возможностях сочетания ее с пластикой. Необходимость в подробной статье была уже давно. Недавно одна из участниц поместила в сообществе пост про эпоксидку под замок (что у нас не принято), а после просьбы модератора открыть пост, вообще его стерла зачем-то. Народ, это, конечно, личное дело автора, прятать посты в сообществе под замок, или стирать, но выглядит это очень странно;) Подзамочные посты не ищутся поиском и не видны всем желающим, а очень много народа приходит в наше сообщество за информацией, не становясь его членами.
Так что пишу свой текст в качестве компенсации, поскольку не хочется лишать участников полезной информации (тем более что давно обещала tin_liva рассказать про эпоксидку;)
Напомню, что у нас сообщество про пластику;) И этот пост тут постольку поскольку описывает эпоксидку как дружественный материал. Будете делиться успехами – показывайте у нас эпоксидку только в сочетании с пластикой.

Эпоксидные смолы и продукты из них широко используются при изготовлении бижутерии, разнообразных миниатюр и моделей, в строительных и отделочных работах, и даже в самолето- и судостроении. В прозрачную эпоксидку заливают все что угодно, от засушенных цветов и бумаги до полимерной глины, дерева и металлов. Эпоксидные смолы часто используют и вместо лаков для покрытия разнообразных поверхностей, как небольших, в бижутерии и миниатюре, так и больших – для мебели и в строительстве. Эпоксидные клеи тоже очень распространены – эпоксидка отлично клеит все поряд;)


Примеры бижутерных работ из эпоксидки на фликре
У нас в сообществе пару лет назад eto_ne_ja первая показала свои “ледяные” браслетики из эпоксидки с фруктами, чем привлекла к материалу внимание русскоговорящей общественности;)
Потом с эпоксидкой начала экспериментировать grgalina , white_fluffy стала использовать ее вместо лака, ну и я по-всякому тоже пробовала;)
Список постов в нашем сообществе про использование эпоксидки – тут

Вот тут – http://www.vlasenko.ru/New-man/0940-txt.htm лежит отличная статья об использовании российских марок эпоксидных смол для изготовления отливок и каких-то, кажется, рыболовных приблуд, но это неважно – там хорошо описана именно технология работы и материалы.
Вот тут – http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1139226179 можно почитать еще обсуждение тонкостей затвердевания российских марок эпоксидки.

Некоторые российские марки эпоксидок:
эпоксидные клеи ЭДП и ЭКФ
эпоксидная смола ЭД-20
Этал 370
Этал 45

Минус российских эпоксидок в их цвете – они недостаточно очищены и дают желтый цвет, или в лучшем случае желтоватый оттенок. После застывания получается такая желтая пластмасса. Но может кому захочется солнышек, цыплят или колобков;)
Вот на этом сайте -http://www.epoksid.ru/ – продают разные смолы (не только российские), но килограммами;) Желающие, наверное, могут организовать закупку;) Но можно просто самостоятельно поспрашивать в разных строительных.

Upd: в комментариях marina_kotliar повесила фотки российской нежелтеющей прозрачной эпоксидки – “Эпокси Просвет 2”, в шприцах; а девочки с Украины нашли два украинских сайта с эпоксидками.

Если нужна абсолютная прозрачность, можно еще поискать европейские или американские упаковки с прозрачной эпоксидкой для художествнной отливки.
Очищенная эпоксидка после застывания превращается в прозрачный и очень твердый пластик, похожий на оргстекло или даже на настоящее стекло, только небьющееся. Прозрачную эпоксидку можно подкрашивать красителями (есть специальные, но можно и поэкспериментировать с обычными красками и чернилами), получая разные оттенки и цвета, как прозрачные, так и непрозрачные.
В сети и магазинах такую эпоксидку можно искать по ключевым словам “resin”, “clear resin”, “crystal clear resin”, “casting resin”,”epoxy” (две последние не всегда означают “прозрачная”, а “casting resin” иногда называют не эпоксидку, а силиконовую резину). Множество двукомпонентных лаков тоже делается на основе эпоксидки и могут использоваться точно также, как и спец.составы для заливки, но правда, они не всегда хорошо сохнут в толстых (больше 10мм) слоях.

Читайте также:  Резец из старой щётки стеклоочистителя автомобиля

Некоторые марки прозрачной эпоксидки:


(все картинки кликабельны, ссылки ведут на магазины в сети в разных странах)
в Москве подобную прозрачную эпоксидку встречали, например, в ОБИ.

Чаще всего продают двукомпанентные смолы – собственно эпоксидку и затвердитель, в двух разных емкостях. Пропорции смешивания зависят от производителя – внимательно читайте инструкцию и не нарушайте рекомендуемую технологию. Некоторые смолы смешиваются 2:1, некоторые 1:1, иногда пропорции необходимо высчитывать по формуле, в зависимости от веса и/или объема. Удобнее, конечно, покупать шприцы с уже отмерянным количеством смолы и затвердителя, или хотя бы ту эпоксидку, которая смешивается 1:1. В любом случае будьте точны и внимательны при смешивании – плохо смешанная эпоксидка не застынет или застынет неравномерно и будет липнуть местами.

Время работы и время застывания эпоксидок тоже может быть разным. Рабочее время (до начала загустения) обычно 10-30 минут, редко 40-60. Время полного застывания – несколько часов, от 8-12-ти до 48-ми часов.

Внимание!
При застывании эпоксидные смолы выделяют очень вредные вещества! Работайте только в хорошо проветриваемом помещении, не подпускайте близко детей! Лучше всего работать в респираторе, но учтите, что простые респиратры (от пыли) не подходят, – нужны те, которые не пропускают газ. При попадании смолы на кожу, срочно смывать смолу большим количеством воды и воды с мылом.

Дополнительные материалы.
Кроме самой эпоксидки для работы с ней хорошо запастись некоторыми дополнительными материалами. Обязательно понадобятся одноразовые стаканчики (например баночки от йогуртов или детского питания) и деревянные или любые другие палочки, лучше плоские, для смешивания.

Измерять точное количество смолы и отвердителя удобно одноразовыми мерными стаканчиками, мензурками или одноразовыми шприцами. Только надо быть внимательнее – эпоксидка разъедает некоторые виды пластмасс. Не все одноразовые стаканчики подойдут. Бумажными вощеными стаканчиками пользоваться можно, но воск может смешаться с эпоксидкой и придать ей некоторую мутноватость.
Если планируется заливать смолу в формочки, то лучше их смазывать паркетной мастикой, вазилином или лучше всего специальным раствором. Но к таким материалам, как силикон, полипропилен, полиэтилен и оргстекло эпоксидка не прилипает, поэтому при использовании форм из этих материалов, формочки смазывать необязательно.
Специальный спрей выглядит так –
если его использовать, застывшая эпоксидка будет отделятся без проблем от любой формочки.
Незастывшая эпоксидка очень текучая – запаситесь ватными палочками и салфетками для протирки излишков и подтеков; работайте в перчатках и закрывайте рабочую поверхность полиэтиленом или вощеной бумагой, чтобы не перепачкать все вокруг.
В эпоксидку до добавления в нее затвердителя можно добавлять всевозможные красители (лучше специальные спиртовые), блестки, пудру. Но не слишком много, чтобы добавки не мешали процессу отвердения.
Специальные красители бывают как матовые, так и прозрачные. Например, вот такие маленькие флакончики продаются – несколько капель хватает, чтобы окрасить 50-100мл эпоксидной смолы.

Смешивание эпоксидки
Напомню, что работать с эпоксидкой надо в перчатках, и если не в респираторе, то хотя бы у открытого окна или под работающей вытяжкой. Некоторые типы эпоксидки очень сильно пахнут, некоторые почти не пахнут, но все они одинаково опасны для здоровья.
Если вы хотите добавить в эпоксидку краситель или еще что-нибудь – отмерьте нужное количество смолы и пока что не добавляйте отвердитель. Вмешайте в смолу чернила, пудру, глиттер или др. и только затем добавьте нужное количество отвердителя. Вымешивать нужно тщательно, точно следуя инструкции на упаковке. Лучше соскребать эпоксидку со стенок и дна стаканчика, и переливать во второй. Через две минуты смешивания небольшого количества эпоксидки (50-100мл) она обычно уже готова к дальнейшему использованию. Хорошо еще до смешивания точно определить нужное количество и не намешать слишком много или слишком мало. Я обычно работаю с 30-70мл эпоксидки за раз.

Вот очень хороший ролик с ю-тюба про смешивание эпоксидки – http://www.youtube.com/watch?v=oGfQMYw3Lhc

Использование эпоксидки в качестве лака для покрытия изделий из пластики.
Хорошо смешанную эпоксидку можно наносить на любую ровную поверхность. Учтите, что смола будет стекать – подстелите под изделие вощеную бумагу или полиэтилен. Закрепите изделие так, чтобы оно не наклонялдось и не падало. Тонкой струйкой налейте эпоксидку на поверхность изделия. Немного разгладьте одноразовой кисточкой или просто кусочком бумаги так, чтобы эпоксидка в итоге легла ровным нетолстым слоем. Окончательно гладко она разольется и разгладится сама. Я пользуюсь для разглаживания нарезанными полосками обычной бумаги 2-2.5см шириной и 5-6см длинной – их удобно держать и размазывать эпоксидку. Эпоксидка течет и капает – если ее налить слишком много, то капли придется подтирать каждые 10-15 минут и следить, чтобы изделие так с ними и не застыло. Если налить мало, то могут остаться пустые островки.
Застывает эпоксидка при комнатной температуре, нагревание ни в коем случае не убыстряет процесс, а только разжижает эпоксидку. При более низких температурах эпоксидка течет меньше. Но это не значит, что она быстрее высохнет в холодильнике:) Держите застывающую эпоксидку подальше от еды (чтобы не отравиться) и пыли (чтобы не испачкать изделие) – и она прекрасно застынет при комнатной температуре.
Я так покрывала заколки и большие бусины из пластики – намучалась капли подбирать, но результат прекрасный – очень прочное и прозрачное покрытие, почти как за стеклом.

Использование эпоксидки для отливки в формы
В качестве формочек для отливок и заливки можно использовать любые материалы, которые не вступают с эпоксидкой в реакцию. Намажьте краешек новой формочки и посмотрите – не разъест ли его за сутки. Если ничего не произошло – формочку можно использовать. Полипропилен и силикон точно можно использовать без смазки, мастики или спрея. Но лучше и их смазывать – проще будет вынимать и формочка дольше будет “жива”.
Я использую cпециальные полипропиленовые формочки

И силиконовые кулинарные формочки типа таких для шоколада –

Для заливки в формочки эпоксидка смешивается строго по инструкции, при желании добавляются красители и др. На дно смазанной (или не смазанной, если это силиконовая) формочки наливается слой эпоксидки 3-5мм. Можно сразу кинуть в формочку уже испеченые заготовки из пластики и/или бумаги и другие твердые добавки (рис, бисер, бульонки, глиттер), но если они будут очень тяжелые, они могут осесть слишком близко ко дну и торчать из застывшего изделия выше эпоксидки. Так что лучше дать первому слою эпоксидки застыть – оставьте ее на час-два. И потом, когда первый слой уже начнет застывать, или застынет совсем, смешайте вторую порцию эпоксидки и уже добавляйте декор вместе с ней. Я, например, добавляла нарезанные и запеченые кусочки колбас и маленькие фигурки из пластики. Но можно добавлять почти все, что в голову придет;) Добавляя твердые элементы декора следите за тем, чтобы они были целиком обмазаны еще незастывшей эпоксидкой – чтобы не образовывались пузырьки и воздушные карманы. Работать с уже смешанной эпоксидкой лучше поторапливаясь, максимум 15-30 минут, поскольку некоторые виды смолы застывают очень быстро. Залив второй слой эпоксидки, уже с декором, оставьте ее застывать окончательно. При желании можно добавить и третий, и четвертый слои.
При смешивании эпоксидки и наливании в форму, могут образовываться пузырьки. Большинство из них выходит и лопается самостоятельно. Быстрее всего они исчезают от углекислого газа – т.е. либо горелку направить в сторону формочки, либо можно просто аккуратно подуть на пузырьки, если горелки нет.
Время полного затывания должно быть указано в инструкции к вашей эпоксидке. Обычно это около 12-ти часов. Иногда быстрее, иногда дольше – зависит от толщины слоя. После полного застывания изделие можно смело вытаскивать из формочки. Силиконовые формочки легко выгибаются, а по полипропилену можно постучать снизу и вытолкнуть изделие.
Если все было смешано правильно, и выдержано время полного застывания, готовое изделие будет твердым и прочным. Если что-то где-то липнет, значит эпоксидка была плохо вымешена – изделие можно выбрасывать, шансы, что оно затвердеет позже, минимальны.
Готовые полностью затвердевшие изделия из эпоксидки можно сверлить дрелью. Можно запекать – застывшая эпоксидка устойчива к высоким температурам. Большинство типов 120С легко выдерживают.
Часто у вынутых из формочек изделий остаются островатые края – их можно или обрезать ножницами и зашкурить или сразу обработать наждаком (№320, 400, а затем 600). Только шкурить надо именно самый край – аккуратно, не задевая гладкую поверхность готового покрытия. Шкурка легко царапает застывшую эпоксидку. Но этот эффект можно использовать, если хочется придать изделию матовость, можно просто пошкурить блестящее эпоксидное покрытие, и оно станет матовым.

Эпоксидку можно использовать и как прозрачный клей – приклеивать ею проволоку и разные металличесткие штуки типа застежек к пластике. Только надо учитывать ограничение, связанное с ее текучестью и медленной скоростью застывания.

Эксперимент с полимерной эпоксидной смолой

Войти

Эпоксидная смола. Уроки, пробы, ошибки. Часть 1.

Эпоксидная смола. Уроки, пробы, ошибки. Часть 1.

Я долго готовилась к этому процессу, так как понимала, что это будет большая работа. В результате все заняло больше месяца. Но за то теперь у меня есть наглядный опыт.
Прежде чем браться за практическую часть, я прочла очень много различных текстов с отзывами и опытом работ мастериц. Поэтому просьба прислушаться к советам по технике безопасности, ведь никому не хочется потерять свое зрение.
Эпоксидная смола для декоративных работ – это современный материал, позволяющий совершать множество открытий и свершений. Но по нему достаточно однобокая и ограниченная информация. Поэтому когда я решилась на создание отчета по технической эксплуатации и изучению возможностей, мне очень не хватало какого-то одного источника, в котором можно найти максимальное количество ответов. Надеюсь сейчас у меня получится сделать то, что будет создавать более полную картину о возможностях и технических особенностях в работе с эпоксидной смолой.

Введение
не смотря на то, что в словосочетании “эпоксидная смола” имеется слово _смола_, ассоциирующееся с природным материалом, по сути это на самом деле очень химический продукт. Дабы не вдаваться в детали и уроки химии, просто объясню некоторые особенности по технике безопасности.
Так как “эпоксидная смола” применяется и в строительстве и отделочных работах, предлагаю все же разделять какая из смол для каких работ. Современная эпоксидная смола для декоративных работ проверенных производителей не вредит вашему здоровью (при соблюдении техники безопасности), в то же время смола техническая – имеет ярко выраженный химический аромат, испарения раздражают слизистые ткани и, к сожалению, известны случаи нарушения зрения и прочие осложнения здоровья после работы с эпоксидной смолой технического назначения. Поэтому не экономьте на материале для творчества и не игнорируйте содержимое упаковки вашей смолы и все будет в порядке.

Глава 1.
Изучаем содержимое.

Материал для моих экспериментов был любезно предоставлен магазином-
хобби-центр “Creative Hands” А экспериментировать я буду с этим продуктом:

Читайте также:  Самодельная точилка для ножей

Эпоксидная смола Crystal Resin. Двухкомпонентная.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ:
– Не допускайте попадания на кожу рук и слизистых. В случае попадания – снять смолу салфеткой или тряпочкой, промыть место соприкосновения.
– Не использовать для предметов, контактирующих с пищей.
– Практически без запаха, не раздражает глаза и слизистые носа, но как общая рекомендация, все же лучше всего работать в хорошо проветриваемом помещении.

– Две бутылочки : сама смола и закрепитель к ней.
– два мерных стаканчика
– две деревянных палочки, предназначенных для смешивания элементов
– пластиковые перчатки для безопасной работы.

Ну собственно вы видите, что производитель уже с самого начала позаботился о нашем с вами здоровье и безопасности.

Описание возможностей и варианты применения:
Позволяет добиться эффекта стеклянной поверхности, прозрачная и прочная. Применяется для создания украшений, декорирования различных поверхностей. Рекомендуемый максимально допустимый слой 5 см. Тонкий слой создает эффект глянцевой поверхности на изделии. Используется на пластике, стекле, фаянсе, металле, силиконе, крашеном дереве. Устойчива к воздействию света и воды. Так же может использоваться как клей, после высыхания показала себя как одна из самых сильных клеевых субстанций, значительно прочнее любых супер-клеев и просто клеев; крепко склеивает металлические детали, фарфор, камень.

Время застывания: поверхностное -12 час. полное – 24 час. Во время застывания к покрытому изделию должен поступать воздух (т.е. застывание не происходит в плотно закрытом пространстве).
Компоненты хранить в закрытых флаконах в течение 6 месяцев после вскрытия, при температуре 15°C – 25°C. Смешанные компоненты хранению уже не подлежат. Предохранять от воздействия низких температур. Для очищения задекорированной поверхности можно использовать обычное мыло и воду.

Глава 2.
Приступаем к работе.

Инструкции от производителя:
1. В сухую и чистую посуду поместить 1 порцию закрепителя Cristal B, затем 2 порции эпоксидной смолы Сristal A.
2. Хорошо перемешать по всему объему контейнера (неполное смешивание не гарантирует отвердения, слишком быстрое смешивание может привести к появлению пузырьков воздуха).
3. Вылить в форму или на поверхность, в зависимости от области применения.
4. Оставить сохнуть на 24 часа. Закрепление происходит постепенно и зависит от окружающей температуры.

Я использовала чистую пластиковую чашку, в которую по рекомендации производителя добавила (отмеряла мерным стаканчики, вложенными в упаковку) 1 порцию закрепителя (бутылочка “В”) и 2 порции эпоксидной смолы (бутылочка “А”). Для сведения, после того как вы закончили работу, инструменты (палочку для смешивания, мерные стаканчики, а так же посуда, в которой вы все это перемешивали) можно протереть сухой салфеткой, после чего ваши инструменты могут повторно использоваться. Но только конечно же мы уже не будем использовать их для приема пищи или ее приготовления.

Почему важно правильно сохранять пропорции.
В случае нарушения пропорций, наша смола просто не застынет. Она может оставаться липкой на ощупь или мутной. На поверхности могут появляться трещины и прочее. Поэтому если вы боитесь, что дозировка мерными стаканчиками может вас подвести, для бОльшей точности можете использовать пластиковые одноразовые шприцы.

Как только я начала смешивать компоненты смолы, мое содержимое выглядело немного настораживающе :

Жидкость имеет более плотную или тягучую субстанцию, нежели простая вода, поэтому при перемешивании (пусть это будет долго, медленно и нудно) действительно спешить не стоит. Я сидела, смотрела телевизор, совершая плавные перемешивающие движения палочкой внутри посуды со смесью. Иногда при неаккуратном движении в жидкости появлялись пузырьки воздуха, но я выдавливала их с помощью той же палочки и продолжала смешивание.
Через 15 минут плавного перемешивания моя смесь уже достигла нужной мне стадии диффузии :

На этом этапе работы моя смесь слишком жидкая для целей, которые я себе поставила, поэтому я убираю чашку в сторону и жду около 40 минут – 1 часа. За это время смесь становится более тягучей, похожей на кисель средней густоты.
Ну а потом приступаю к дальнейшей работе.

Глава 3.
Нанесение на поверхность. Заполнение форм.

Вариант нанесения/заполнения №1. Использование форм для заливки.
В магазинах с товарами для хобби и рукоделия можно встретить специальные силиконовые формы для заливки эпоксидной смолой. Например как эти :

Хороши они тем, что сделаны из пластичного материала, облегчающего вынимание застывшей формы, а так же сам материал не вступает в реакцию с эпоксидной смолой и не происходит склеивания.
Так же есть опыт других мастеров, что можно обрабатывать нужную вам форму разными препаратами, которые не позволят склеиться смоле с вашей формой. Например – вазелин, но после него поверхность мутнеет и могут оставаться неровности от вашего “промазывания”. Или используется содержимое бесцветных геливых свечей. Они тоже защищают от склеивания и способствуют дальнейшему беспрепятственному выниманию вашей заготовки из формы.

Я же таких “агрегатов” не имела, так что экспериментировала.
Для начала я опробовала имеющиеся у меня в наличии силиконовые формы для работы с пластикой.
Выглядит она так :

Так как у меня нет уверенности в том, что эта форма подходит для эпоксидной смолы, я на свой страх и риск заполняю готовой жидкой массой небольшой участок.

Позже я выясню, что этот эксперимент был удачным. Но об этом позже.
А пока я оставляю форму со смолой и приступаю к следующему этапу эксперимента.

Вариант нанесения/заполнения №2. Заполнение заданных форм.

Внимание. Формы для заполнения из полимерной глины я подготовила заранее, т.е. до того, как смешала компоненты эпоксидной смолы.

Мне очень нравится стекло за то, что оно сохраняет свою прозрачность и чистоту, в то же время я могу работать и с цветовым заполнением. И когда я составляла для себя план по экспериментам с эпоксидной смолой, я задумала сделать имитацию витражных фигурок.
Для этого я залезла в интернет и начала гуглить для себя подходящие картинки.
Найдя то, что нужно, я распечатываю их и использую как трафарет, положив под стекло. Теперь я приступаю к работе с полимерной глиной. Из шприца-экструдера выдавливаю шнуры пластики (если у вас такого нет – раскатайте шнурочки руками, можно прямо на стекле) и выкладываю шнур (слегка придавливая к своему стеклу-поверхности) вдоль линий моего трафарета.

Очень важно, чтобы выложенные мною формы были ровненько и плотно прижаты к стеклу, т.к. в последующем эксперименте нам потребуется их ровная основа. Но только нельзя размазывать их, потому что нам так же потребуется некоторая ровная высота бортов наших форм.
После того как работа по выкладыванию форм завершена, я прямо на стекле отправляю все запекаться. Температура запекания полимерной глины 110-130 градусов. Время запекания 20-25 минут.

После того как формы запечены и остыли (соблюдаем технику безопасности, не хватаемся за горячее и ждем полного остывания), наша полимерная глина очень легко снимается с гладкой поверхности стекла.
Наши заготовки :

Теперь после всего этого большого подготовительного этапа приступаем непосредственно к заливке 🙂
Спасибо Марие Глуховой за ее урок.
Для этого я натягиваю на поверхности (мое прежнее стекло, на котором я лепила формы из полимерной глины) обычный широкий скотч липкой стороной вверх и начинаю выкладывать свои формы для заливки.

Использовать для заливки можно совершенно разные формы. Например (вы видите его на верхней картинке) я использовала круглую плоскую металлическую основу с деревом внутри. Я придавила его к нашей заскотчеванной поверхности, вставила туда металлические цветочки.
Так же я использую и другие подходящие формы. Например, у меня уже больше 2-х лет болтались без дела фурнитурные рамочки, которые я не знала куда пристроить. Кажется теперь для них найдется применение 🙂

Заполнением для этих рамок может быть все что угодно. Я взяла мелкие шармики с цветочком, удалила плоскогубцами ушко для крепления и вложила в рамки.

Заливку я делаю все той же палочкой для смешивания. Моя отстоявшаяся около часа эпоксидная смола уже достаточно густая, поэтому палочкой зачерпываю нужное мне количество и наношу.

“Эпоксидка не содержит растворителей, поэтому не дает усадки при застывании. Кроме того она вязкая, поэтому если ее налить “с горкой”, то она подтечет к краю и там остановится. Но тут важно не перестараться.”

Ну а теперь расскажу о своих ошибках в ходе эксперимента.
Ну во-первых, заливку мы должны осуществлять на горизонтальной поверхности. Она не должна иметь каких-то наклонов и неровностей, иначе после того как мы нанесем нашу жидкость, она перетечет у нас за край.
Во-вторых, моя ошибка, которая произошла при нанесении скотча на поверхность. Я не проконтролировала стыки скотча. Там где стыки были слабо склеенными, эпоксидка вытекла под скотч.
В-третьих, используя формы, приклеенные на поверхность скотча, я не проконтролировала или просто случайно упустила плотное прилегание и приклеивание формы.
Вот так выглядят мои огрехи :

Я оставила все так как есть. Корректировать ситуацию на данном этапе уже вроде как поздно. Позже я вернусь к этому.

Так же я продолжала экспериментировать.
На скотчевой поверхности я нарисовала витражным контуром форму.

Потом я залила ее эпоксидной смолой. Забегая вперед скажу, что этот эксперимент удался, внешне бусина после застывания выглядит так же как на фотографии только что залитая. Но так как я с самого начала придала ей бестолковый и неаккуратный вид, большой эстетической ценности она не представляет. Так что больше к ней я возвращаться не буду. Просто знайте, что такой вариант тоже вполне возможен.

Продолжаю экспериментировать.
Мне говорили, что эпоксидную смолу можно окрашивать витражными красками. Провожу эксперимент.
Кончик зубочистки окунаю в краску, а потом окрашиваю свою жидкость.

Вариант нанесения/заполнения №3. покрытие поверхности.

Эпоксидная смола очень популярна как покрытие на изделии. Она создает дополнительную толщину и глянец.
Для проведения эксперимента я взяла одну из готовых бусин из полимерной глины. Сделала нанесение. После того как вы капнули вашей эпоксидной смолы, можете помочь ей растечься по поверхности используя зубочистку. Просто растягиваете ее, передвигая кончик, смола послушно “побежит” куда вам нужно.

После застывания, моя бусина выглядела так же, как после нанесения – поверхность бусины покрыта линзой.
Эту теорию я так же проверила, поэтому возвращаться к этой бусине уже больше не буду, с ней вроде как все понятно.
Более интересным, мне кажется, будет следующий эксперимент. У меня в голове зародилась теория, которую я хотела проверить.
Для этого нам потребуются т.н. “скелетированные листья” (это настоящие листочки, с которых снята “мякоть”, а скелетик листа высушен и затонирован красками. Продаются в магазинах с товарами для хобби и рукоделия). Вырезаю из них формы листиков поменьше, нужного мне размера. Потом я покрываю их лаком для ногтей (чтобы пористая поверхность листа не конфликтовала с эпоксидкой и не образовывались ненужные пузыри воздуха) и оставляю высыхать.

После того как лак на листьях окончательно высох, приклеиваю их к своей заскотчеванной поверхности. Ну а потом наношу на них эпоксидную смолу. Далее – оставляю застывать вместе со всеми своими заготовками.

Вариант нанесения/заполнения №4. Заливание сосудов.

У меня после глиттеров оставались маленькие стеклянные бутылочки. Очень хорошенькие маленькие симпапули. А так же я немножко обдербанила домашний цветок. Ну и как вы можете уже догадаться, залила это все эпоксидной смолой.

Застывать эту баночку я оставила в немного наклоненном состоянии. С тем что получилось мы ознакомимся позже.
Ну а сейчас хотелось бы дополнительно сказать о таком способе заливки природных материалов. С течением времени они блекнут и теряют свой цвет. И не важно, залили эпоксидной смолой вы “живой” объект или уже высушенный.

Первая большая теоретическая часть экспериментов закончена. Теперь я жду застывания эпоксидной смолы.
Продолжение следует.

Ссылка на основную публикацию