Старый знакомый или новый взгляд на выжигание по дереву

Выжигание по дереву – что это такое, история возникновения, существующие виды, что нужно для выжигания?

Декоративное выжигание по дереву – древнейшее ремесло, возникшее и развивавшееся параллельно с точением, резьбой, морением и другими видами обработки древесины. С появлением бытовых электрических пирографов техника нанесения изображения значительно упростилась, сделавшись доступной даже для школьников.

Что такое выжигание по дереву?

Под пирографией подразумевают искусство нанесения разнообразных рисунков на подготовленную поверхность при помощи раскаленного инструмента. Если древние мастера разогревали иглы или клейма на углях, то сейчас гравировку производят при помощи горелок, электроприборов, кислот, собирающих линз. Набор для выжигания по дереву – ценный и удачный подарок. Пирография помогает снимать напряжение, развивать внимание, мелкую моторику и воображение.

История выжигания по дереву

Искусство пирографии древние люди использовали на всех континентах. Найдены уникальные образцы с выжженными рисунками из Перу, датируемые 700-ми годами до н.э. Русскими мастерами техника выжигания по дереву использовалась при изготовлении матрешек, ложек, шкатулок, ковшей. Широко практиковали «рисование горячей кочергой» английские умельцы для обрамления мебели, одежды и посуды. Для прорисовки линий художники преимущественно использовали раскаленные в печах металлические приспособления.

Бензиновые, спиртовые или газовые горелки в пирографии используют с XIX века. Приборы для выжигания, сделанные по принципу электрического паяльника, появляются в XX веке. Первые несовершенные образцы страшно перегревались. Современный пирограф по дереву в 1962-м изобрел 15-летний юноша Рой Чайлд, сумевший удачно усовершенствовать устройство держателей и наконечников для «рисования огнем». Уже через несколько лет домашние выжигатели пошли в массовое производство.

Виды выжигания по дереву

Существует несколько приемов термической обработки древесины. Рисование огнем разрешает получать плоскостные или глубоко проработанные объемные изображения. Основные методы пирографии:

  1. Плоскостное выжигание по дереву – основная картинка и фоновая часть расположены на полотне в одной плоскости.

Альтернативные способы выжигания:

  1. Кислотное выжигание – нанесение узоров осуществляется под воздействием химических веществ. Доску покрывают воском или парафином, затем защитный слой соскабливают по линиям будущего рисунка и на древесину наносят серную кислоту.
  2. Пиротипия – этот вид выжигания по дереву имеет больше общего с полиграфическими процессами. «Огненную печать» производят с помощью готового штампа, регулируя с помощью давления и температуры четкость и рельефность изображения.
  3. Выжигание электрическим разрядом – контуры рисунка наносятся электролитом (раствором соли или другие), после чего по дереву пропускают ток.

Выжигание лазером по дереву

Для гравировки передовыми методами использую станки с ЧПУ, способные создавать сложнейшие узоры высочайшей четкости. Лазерные станки могут воспроизводить рисунки для выжигания по дереву в больших объемах, экономя время на ручную обработку. Некоторые модели, например германский гравер FMARK NS, способны помимо древесины обрабатывать пластмассу, резину, алюминиевые и драгоценные сплавы. При наличии программного управления оператору даже не требуются художественные навыки, все данные о рисунке станок для выжигания по дереву получает с «флэшки».

Что нужно для выжигания по дереву?

Для «рисования огнем» не требуется наличия сложнейших приспособлений, простенькие выжигатели стоят недорого. Если же пирография по дереву придется по душе и захочется повысить уровень работ, можно приобрести универсальные приборы со сменными насадками и широким режимом настроек. В домашний набор для художественного выжигания по дереву нужно включить следующие элементы:

  • электровыжигатель;
  • деревянные заготовки;
  • эскизы с рисунками;
  • наждачная бумага;
  • копировальная бумага;
  • карандаши;
  • ластик;
  • краски;
  • воск;
  • лак;
  • ветошь;
  • набор кистей.

Древесину для гравировки подбирают с учетом физико-механических свойств. Тонким и деликатным процессом является выжигание, пирография легче выполняется на светлой и в меру податливой древесине с однородной структурой. Распространенную обычную сосну редко используют в работе из-за неоднородности материала и его смолистости, дуб плохо поддается обработке по причине высокой твердости.

Для выжигания подходит следующая древесина:

  • липа;
  • вяз;
  • клен;
  • каштан;
  • груша;
  • самшит;
  • береза;
  • платан;
  • пиренейская сосна;
  • листовая фанера подходящих сортов.

Как выбрать прибор для выжигания по дереву?

Различают устройства для пирографии с проволочными и твердыми перьями. Последние аппараты по виду напоминают привычные паяльники и не имеют регуляторов температуры накала. Лучше приобретать прибор для выжигания по дереву мощностью от 20 Вт для быстрой работы даже на твердом покрытии. В профессиональных выжигателях замена петель происходит быстрее благодаря наличию удобных держателей с винтиками.

Особенности приборов с твердыми перьями:

  1. Долговечность.
  2. Простота в использовании.
  3. Дешевизна.
  4. Пирограф разогревается дольше.
  5. Выше риск перегрева.
  6. Хуже подходят для тонкой и длительной работы.

Особенности выжигателей с проволочными перьями:

  1. Быстрый нагрев и остывание.
  2. Наличие регулировки накала.
  3. Подходят для кропотливой и длительной гравировки.
  4. Высокая цена.
  5. Насадки чаще выходят из строя.

Насадки для выжигания по дереву

Новичкам не рекомендуется приобретать слишком много комплектующих для пирографии, не разобравшись с основами этого искусства. Укомплектуйте аппарат для выжигания по дереву игловидными, коническими и тонкими игловидными перьями, которые используются чаще. Печатки из латуни применяются для составления затейливых узоров. Насадки для проволочных приборов можно изготавливать самостоятельно, выгибая требуемый профиль из нихромовой проволоки толщиной 0,5-1 мм.

Правила выжигания по дереву

Гравировка изображений по нанесенным контурам – задача простая. После короткой подготовки создавать на подготовленной дощечке простые узоры сумеет даже школьник. Перечислим важнейшие основы выжигания по дереву:

  1. Прибор при нагревании или во время отдыха кладут на подставку.
  2. Гравировку начинают после разогрева пера до темно-красной окраски.
  3. Ручку выжигателя удерживают в руках, как карандаш.
  4. Рекомендуется каждые 10-15 мин. выключать устройство для остывания.
  5. Тонкие линии получаются при медленном движении пера.
  6. Для образования толстых линий инструмент ведут медленнее.
  7. В приборах с регулировкой накала можно менять температуру, влияя на интенсивность окраски линий.
  8. Запрещается сильно давить на перо.
  9. Не рекомендуется при нанесении сплошных однородных линий изменять скорость движения насадки.
  10. При желании затенить участок изображения, следует вначале обводить контуры, а затем выжигать широкой стороной пера середину.
  11. При удерживании пера на одном месте область рисунка выжигается глубже.
  12. При глубоком выжигании контуры обводят двойными линиями, а затем ножевидными штифтами «срезают» дерево, придавая ему требуемую фактуру. Оставшаяся кайма подрезается при окончательной отделке.

Идеи для выжигания по дереву

Способом пирографии можно получить немало интересных поделок или выполнить декорирование готовых предметов. Самые удачные варианты использования техники выжигания по дереву:

  1. Украшение предметов интерьера – фасадов, стульев, табуретов, резных ножек, полок, вешалок.
  2. Картинки для выжигания по дереву – копирование готовых образцов или горячее рисование оригинальных изображений.
  3. Украшение деревянной кухонной утвари – ложек, тарелок, хлебниц, горшков.
  4. Раскраска настольных или напольных ваз, цветочных горшков.
  5. Декорирование сундуков и шкатулок.
  6. Создание оригинальной бижутерии – бус, заколок, брошек, сережек.

Как выжигать по дереву?

При кажущейся простоте гравировка раскаленным пером требует умения, усердия и некоторых навыков. Пробные тесты помогают правильно научиться водить инструментом по дереву и не испортить хорошие заготовки. Для получения качественной картинки методом пирографии нужно освоить основные способы подготовки полотна, работу с красками, воском и лаком.

Этапы выжигания по дереву:

  1. Вначале вырезают заготовку.
  2. Дощечку шлифуют наждачной бумагой по направлению волокон.
  3. Протирают дерево влажной ветошью для удаления пыли и стружки.
  4. На поверхность переносят контуры требуемого узора.
  5. Производят выжигание по дереву.
  6. По окончанию гравировки поверхность шлифуют, удаляя обуглившиеся кусочки.
  7. Далее рисунки расписывают красками.
  8. В финале картины покрывают лаком или производят вощение.

Как перенести рисунок на дерево?

Перенесение контуров сложного узора на подготовленную дощечку – важнейший этап в пирографии. Многим нравится выжигание портретов по дереву, но прорисовка в масштабе изображения со всеми подробностями является непростым занятием. Существует несколько способов решения задачи:

  1. Осуществить в масштабе перерисовку карандашом контуров понравившейся картинки прямо на заготовку. Метод подходит для профессиональных художников.
  2. Перенесение рисунков для выжигания по дереву при помощи графитовой бумаги.
  3. Рисунок копируют принтером на бумагу и прикрепляют к дощечке лицевой частью. Приглаживая разогретой плоской насадкой оборотную сторону картинки, можно добиться отпечатывание чернил на древесине.
  4. С помощью пергаментной бумаги и клея ПВА – наклеить рисунок лицевой стороной к доске, немного выдержать и аккуратно бумагу снять.

Старый знакомый или новый взгляд на выжигание по дереву

Если в доме есть старый стол, то его надо либо выкинуть, либо украсить. (с) народная мудрость
Была у меня столешница. И в интернете повстречалась мне картинка. И показалось мне, что они друг другу подходят. Соб-сно стол:

Страх и ненависть.

Для начала это надо ошкурить. Я замотала балкон в пленку, всё прокляла, натрудила спину как распоследняя сборщица риса, но разводы от кружек убрала.

Столешница стала светлее, ровнее и это так меня обрадовало, что я приступила к работе не включив мозги (об ошибках позднее).

Так как рисовать я не умею, к процессу пирографии жажду приступить скорее, то было решено картинку на столешницу перевести. Для этого берем оригинал и в фотошопе оставляем только контур (восславься функция Find Edges). Отображаем справа налево и отдаем это размытое чудовище на печать. Качество будет ужасающим, но нам-то все равно, нам только немного контуров надо.

Заодно по фото выше можете оценить размер картины. Хотя кот и не является экспонатом палаты мер и весов.

Так. Теперь надо это перевести на деревяху. Тут, конечно, есть варианты, но вот фокус с утюгом у меня не прошел (это когда бумагу прикладывают к деревяшке и сверху возюкают горячим утюгом). Через копирку переводить долго. Остается только одно – клей.

Сразу скажу, на фото ооочень много клея. Надо было его раза в три меньше. Ну да ладно, суть в чем – наносим на поверхность клей ПВА, размазываем равномерно кисточкой и сверху (рисунком вниз) кладем ватман с распечатанным рисунком. Ждем часов 12 минимум пока все высохнет.

Как высохнет, можно начинать снимать верхний слой бумаги. Для этого поверхность надо смочить. Я для этого взяла целлюлозную тряпку. Смачивала, не сильно отжимала и как бы “промокала” поверхность столешницы. Кое-где пишут, что снимать бумагу можно и пальцем. Можно, конечно! Если вам не жаль свои руки и их природный цвет вас также не интересует. В общем, для снятия верхнего слоя бумаги я также пользовалась целлюлозной тряпкой. Только уже отжатой. В общем, после снятия слоя бумаги получается вот так:

Достаточно ярко чтобы можно было начать выжигать. Я и начала. И закончила почти через полтора месяца! Сначала я думала что уложусь в неделю. вот наивность! Выжигала впервые. И поэтому сложилось впечатление что это очень трудно. Ну конечно трудно, если для того чтобы оставить след на древесине вам надо продраться через бумагу и клей. Уже в конце я немного выжигала по чистой деревяшке – боже! какое блаженство.

Уже на этом моменте можно говорить об ошибках. Во-первых, это сосна, а это значит что у нее есть смоляные ходы. Для такой древесины надо проводить обессмоливание. Флюс вашему выжигателю не нужен, так что, несмотря на приятный смоляной запах, это негативно отразиться на рисунке.
Во-вторых, это была плохая сосна. Очень уж сучкастая. Не знаю почему, но в самом начале меня эти сучки не смутили. А зря 🙁 Вон, Голлум почти пропал в черном пятне.
В-третьих, шкурить тут надо было не руками. Все равно поверхность осталась слишком ребристой.

Теперь надо убрать остатки бумаги и сам ПВА. Шкуркой бесполезно, забивается она на раз-два. Тряпками и водой рехнуться можно. Так что берем бытовую щетку, мочим ее и пошли фигачить! А потом все таки можно и шкуркой и тряпкой

Теперь начинаем неистово подправлять косяки. Потратим на это две недели. Потом поймем что исправить ничего особо не получится и оставим все как есть.
Шляпки у болтиков я подкрасила грунтовкой (смешанной с акриловой краской), ножки также покрасила. Собрала конструкцию и покрыла двумя слоями паркетного лака (чтобы точно не возникло желания что-либо еще подправлять).

Не учла что после покрытия лаком столешница будет выглядеть темнее, так что болтики все равно выбиваются из общей картины. И ладно :-Р
Это самая долгая работа из всех что я когда-либо выполняла. И временами мне хотелось просто “забыть” выжигатель на этой столешнице. Но мысль о том что мы уже 2 месяца живем без обеденного стола, заставила доделать это чудовище 🙂
Всем спасибо за внимание!

Пирография или хобби для души

Всем привет!
Есть у меня хобби – пирография или выжигание. Не часто им получается заниматься, но когда есть настрой и время, то лучшего отдыха от суеты мирской не найти.
И решил поделиться несколькими работами. Они уже старенькие, но из лучших. Новые скоро тоже покажу.

Просто глаза. P.S. Чем-то этот взгляд зацепил, вот я и выжег его)

Репродукция работы Б.Вальехо. P.S. Тут небольшой косяк – недоделана нога у мужчины. Просто фотка была сделана в процессе. А фото конечного результата нет.

“Поцелуй вампира” – очередная репродукция работы Б.Вальехо.

И еще одна репродукция Вальехо.

Ну и напоследок, любимая пока работа – “Печальный щенок”.

Breaking Bad

Настало время .

Захотелось оживить чудесный мем на дереве.

“Даже не знаю, что сказать. “

У вас ведь тоже бывают такие ситуации, когда думаете, что ответить — а нечего?

Недавно одна мадам, стоя рядом с моими работами, долго и подробно рассказывала мне, как она в детстве выжигала, “много где выставлялась” и вообще все смены в пионерских лагерях посвятила этому хобби. В конце рассказа она сочувственно произнесла: “Ну, а вы, значит, в ТАКОМ возрасте этим занимаетесь. ”
Мне немного за 50, но тем не менее, я сразу почувствовала себя очень старой и немного мудрой совой. В голове возник вопрос: “А мне должно быть стыдно? Похоже, неприлично выжигать в моём-то возрасте. Shame on me!”
Но это был не финал. Женщина еще поразглядывала мои деревяшки с портретами животных и сказала: “Наверное, вы ещё и хорошо рисуете?”
Вот и на ступил тот самый момент: даже не знаю, что сказать.

А теперь немного о “постыдном”.

Пироманила в этот раз на ясене. Хорошая такая доска 52х24 см. Красивая, белая, отшлифованная, с живым краем. Но температуру врубать пришлось в районе 600 по Цельсию. Приборчик под названием Узор, которым я пользуюсь обычно для первоначального наброска, не потянул от слова совсем, в итоге жгла сразу ZD-8905. Хорошо, что ручки у него сменные, и у меня их три. Очень удобно, так как нагреваются они ощутимо, а при таком раскладе можно менять именно ручки, а не переставлять иглы.
Рисунок делала на основе кельтских мотивов. В завершение нанесла легкую тонировку карандашами Faber Castel polichromos. Финишное покрытие воском.

Как правильно делать выжигания по дереву – материалы, инструменты, фото, советы

Пирография или выжигание по дереву является одним из видов декоративно-прикладного искусства, позволяющий создавать настоящие шедевры. Процесс и результат всегда принесет Вам настоящее удовольствие.

Материал для выжигания

Прежде чем начать увлекаться выжиганием по дереву, необходимо определиться с материалом, на котором будет выполняться будущее произведение искусства. Отличным холстом для пирографии будут дощечки из мягких пород деревьев, такие как: сосна, липа, береза, ясень, клен.

Выбор породы связан с тем, что выжигание на дощечке одной породы будет происходить при нагреве пера в 250 °C, а на более мягкой породе – всего лишь при температуре в 120 °C. Необходимо обращать внимание и на качество поверхности, она должны быть гладкой и ровной.

Инструмент для выжигания по дереву

Самым важным в пирографии является специальный инструмент для выжигания – пирограф, с помощью которого появляется возможность создавать всевозможные картинки, выжигая их на полотне.

В большинстве случаях пирограф состоит из:

  1. Контрольно-управляющий модуль – устройство, которое выполняет функцию преобразования и управления мощностью выжигательного инструмента.
  2. Рукоятка с пером – является непосредственно инструментом, которым происходит выжигание.

Существуют, такие модели, в которых контрольно-управляющий модуль объединен с рукояткой. Как правило, такие модели менее надежны и слабее по мощности.

Современное оборудование стало намного безопаснее своих предшественников. Пирографы, также подразделяются на два типа: с твердым пером и проволочным пером. Принцип работы у них практически одинаков, оба выжигателя работают от электросети в 220Вт.

Пирографы с твердыми перьями имеют стабильную температуру накаливания, а с проволочным пером имеют возможность регулировки. Как и любой электроинструмент, пирографы различаются по мощности. Чем больше мощность, тем быстрее и активнее происходит процесс выжигания. Но не стоит приобретать сразу мощный пирограф начинающим и неопытным мастерам.

Оба типа имеют большой выбор насадок для выжигания. Насадки для пирографов с проволочным пером различаются по толщине наконечника. Для пирографов с твердым пером, помимо наконечников различной толщины, можно найти насадки с различными формами.

Основными насадками являются наконечники для прожигания линий разной толщины. Затем, по популярности, идут клиновидные, конические и игловидные. Также существуют латунные печатки, помогающие составлять различные орнаменты, приводящие к интересным результатам.

Рекомендации перед работой

Определившись с материалом, выбрав инструмент, необходимо определиться с эскизом будущего творчества. Небольшие рекомендации перед работой:

  1. Если у Вас проблема с рисованием, то нанесите эскиз на поверхность материала при помощи копирки.
  2. При выжигании картинки, прикладывайте одинаковое усилие на паяльник, это поможет избавиться от изъянов в рисунке.
  3. Не задерживайте наконечник пирографа на одном месте долго, чтобы избежать искажение рисунка в окончательном виде.
  4. Расположите деревянную дощечку волокнами вниз, это позволит облегчить процесс выжигания, минуя сопротивление и препятствия.
  5. Для комфортного выполнения работ по выжиганию расположите и зафиксируйте дощечку под наклоном.
  6. Обязательно пирограф ставьте на огнеупорную подставку.
  7. Смену наконечников производите при помощи пассатижей.

Мастер-класс по выжиганию

Первый рисунок должен быть несложный и интересный, не требующий особых навыков, который простимулирует на дальнейшие творческие прорывы. Главный секрет успеха в выжигании – это неторопливость и внимательность выполнения процесса.

Определившись с рисунком, подготавливаем поверхность. Материал для этого отшлифовываем при помощи мелкой наждачной бумаги. Главное шлифовать материал необходимо по направлению волокон древесины, таким образом уберутся неровности и шероховатости. Далее протереть поверхность влажной тряпкой с водно-меловым раствором и дать ей подсохнуть.

Нанесите рисунок на дощечку карандашом, не забываем это делать неспеша и аккуратно.

Включить выжигатель в электросеть и дождаться, когда наконечник нагреется до нужной температуры. При начале выжигательного процесса, помните, что ошибки, совершенные пирографом невозможно исправить. Будьте предельно внимательны, а также не забывайте, что работа производиться горячим инструментом.

При длительном использовании инструмента, необходимо охлаждать насадки или наконечник. Охлаждение выполняется при помощи обыкновенного перерыва работы, в виде его отлучения. Также можно прибегнуть к охлаждению насадки при помощи воды.

Самой простой завершенной работой можно назвать рисунок, выжженный по контуру, затем покрашенный красками. Более сложные работы выполняться полностью пирографом, фон оформляются при помощи фигурных насадок. Оттенки рисунку придают при помощи заштрихованных областей под разными углами. Цветность оттенка придается при помощи применения разных усилий на пирограф.

Завершающим этапом в создании картины является покрытие рисунка защитным лаком, который позволит на длительное время сохранить своё произведение.

Технология выжигания картин по дереву для начинающих

Искусство пирографии, или «выжигания по дереву» зародилось ещё много веков назад. Со временем оно обрело широкую известность и стало популярно как среди взрослых, так и среди детей. Работы, выполненные в такой технике, могут стать отличным подарком для родных и близких людей, особенно для тех, кто любит творчество. Чтобы научиться пирографии, необходимо подробно разобраться во всех деталях этого процесса.

Инструменты для работы

Выжигание по дереву относится к декоративному виду искусства. И для того чтобы изделие получилось красивым и качественным, нужно определиться с основным инструментом для работы. Существует два варианта:

Но также потребуются дополнительные материалы, такие как:

  • лист фанеры или кусочки деревянной доски.
  • копировальная или графитовая бумага.
  • простой карандаш или чёрная ручка.
  • мелкая наждачная бумага.
  • набор различных насадок для пирографа.

Первый этап выжиганию по дереву для начинающих заключается в правильном выборе дощечки для дальнейшей работы. Фанера или деревянная дощечка должна иметь однородную структуру, так как такое дерево легче обрабатывать и наносить на него рисунок. Прежде чем приступать к работе, желательно нарисовать точный эскиз на бумаге, чтобы примерно знать, каким будет конечный результат.

Выбор деревянной основы

Выбор дощечки для работы — один из самых сложных моментов в искусстве выжигания. Для начала важно понять, что разновидностей дерева существует большое количество. К мягким видам можно отнести берёзу, тополь и липу, а к твёрдым — граб, самшит и дуб. Выжигать по дереву для начинающих довольно трудно, поэтому стоит отдать предпочтение именно мягким сортам древесины. Чтобы облегчить себе задачу, можно выбрать обычную фанеру. Это позволит сэкономить и не беспокоиться насчёт обработки.

Также при выборе древесины важно обратить внимание на температурные показатели, которые она способна выдерживать. Чем мягче материал, тем меньше вероятность того, что он может воспламениться.

Особенности нанесения рисунка

Чтобы картина получилась аккуратной и красивой, эскиз нужно придумать и прорисовать заранее, и только после этого начинать выжигать. Нанесение рисунка может происходить с помощью нескольких методов:

  • используя специальные трафареты с вырезанным рисунком.
  • с помощью простого карандаша и копирки.
  • с помощью папиросной или графитовой бумаги.

Мастера советуют использовать для нанесения рисунка чёрную и белую графитовую бумагу, так как она, в отличие от копирки, не оставляет тёмных разводов на дереве. Не стоит сразу браться за сложные композиционные и детализированные рисунки.

Для начала надо набить руку и лишь потом приниматься за выжигание сложных картин.

Как выбрать пирограф

Выбрать качественный электровыжигатель — дело не из простых. Для новичка, скорее всего, подойдёт самый обычный пирограф со стандартным набором насадок, но со временем в нём обнаружится много недостатков:

  • длительный процесс нагревания и охлаждения.
  • рукоятки со временем начинают быстро перегреваться, из-за чего начинает печь руки.
  • при длительном использовании может перегореть.
  • насадки нагреваются неравномерно, из-за чего линии получаются разной толщины.

Использование более дорогих моделей гарантирует длительную работу инструмента и большее разнообразие наконечников. Но если нет возможности или желания покупать дорогой пирограф, можно выбрать старый и проверенный годами метод выжигания паяльником по дереву. Он имеет несколько весомых плюсов:

  • довольно безопасный процесс выжигания, так как мощность не слишком высокая.
  • инструмент прост для использования, в отличие от специальных электровыжигателей, в которых есть режимы и насадки.

Как можно выжигать по дереву паяльником:

  1. Прежде всего надо дождаться, пока инструмент полностью прогреется. Для этого его надо включить и поставить на специальную подставку;
  2. Суть процесса заключается в нажиме на рабочее жало. Чем он сильнее, тем линия становится толще;
  3. Во время нанесения рисунка паяльником не стоит спешить, так как линии могут получиться кривыми или неправильного размера;
  4. Рисунок лучше выжигать не спеша и стараться идти чётко по нанесённому контуру, особенно если это надпись.

Чтобы научиться хорошо выжигать паяльником, надо уделять процессу достаточно времени и не забывать экспериментировать с сортами дерева.

Пошаговый процесс

Пирография — очень творческий и увлекательный процесс. Для начала надо собрать все необходимые инструменты и сделать эскиз. Понадобится пирограф или паяльник, различные насадки, наждачка, подставка для выжигателя. Сама технология выжигания рисунка довольно простая:

  1. На первом этапе надо определиться с деревянной основой. Если это фанера, то можно сразу начинать работу, но когда поверхность шероховатая или неровная — надо зашкурить её наждачной бумагой. А чтобы работа выглядела ярче, можно перед работой покрыть поверхность специальным лаком для дерева;
  2. Затем надо перенести рисунок. Для этого надо воспользоваться копировальной бумагой и аккуратно по контуру перенести изображение на дерево;
  3. Электровыжигатель необходимо хорошо разогреть. Держать его нужно, как обычную ручку или карандаш;
  4. Чтобы выжечь рисунок аккуратно, штрихи должны быть быстрыми и плавными, не надо подолгу проводить наконечником по одному месту. Начинать лучше с основных контуров и постепенно переходить на мелкие детали;
  5. Для лучшего результата можно визуально разбить рисунок на несколько частей и по очереди прорабатывать каждую;
  6. Когда изображение будет полностью готово, надо обработать дерево мелкой наждачкой и по желанию покрыть лаком.

Во время первого касания выжигателя по дереву может образоваться довольно крупная чёрная точка. Чтобы не допустить этого, существует небольшая хитрость — можно слегка подуть на кончик инструмента, и тогда она не появится и не сможет испортить работу.

Научиться правильно выжигать по дереву можно, главное — никогда не останавливаться на одном стиле и инструменте, нужно стараться развивать свои творческие способности в этом направлении и стараться учиться чем-то новому.

История и виды техники выжигания по дереву: струной, на спиле. Пирография для детей.

Наряду с резьбой, точением и мозаикой в русском народном творчестве развивалась техника выжигания по дереву. Зачастую она дополняла указанные виды творчества, но не менее удачно выжигание по дереву солировало. Об истории пирографии, многочисленных видах техники, в числе которых обработка трением и горячим песком, а также о перечне необходимых материалов и инструментов – читайте далее.

Вы узнаете о первой русской матрешке с выжженным рисунком, о том, как модернизировал пирограф 15-летний мальчик и о том, на чем сегодня пробуют вырезать новички.

История пирографии

Первые изделия, указывающие на то, что люди занимались выжиганием множество сотен лет назад, датированы 700 г. до н.э., и найдены они в Перу. Логично предположить, что пирография должна была интенсивно развиваться в стране, богатой деревом. Потому русские мастера не могли не оставить след в истории пирографии. Еще в 9-ом веке народные умельцы декорировали деревянные украшения выжиганием. Начинали выжигать огнем, затем – раскаленными гвоздями, специально заточенными металлическими стержнями.

Настоящего расцвета выжигание по дереву достигло в Средние века, в Европе, к примеру, оно стало настоящим искусством, а не просто народным творчеством. Но в России его все же можно было назвать промыслом.

Матрешки Богатыри. Сергиев-Посад.

Русскую историю выжигания по дереву невозможно представить без производства в Сергиевом Посаде «красных» ложек и братинов, солонок, разных стаканов и ковшей. В конце позапрошлого столетия в московской мастерской «Детское воспитание» появилась первая матрешка, и все 8 фигурок которой были обрамлены выжиганием.

Увы, но пирография была трудоемкой техникой, а так как спрос на матрешки был впечатляющим, мастерам пришлось отказаться от выжигания в пользу росписи. Но деревянные шкатулки и ларцы продолжили украшаться пирографическими узорами.

Выжигательная машина с большим набором наконечников, газовые и электропечи, горелки и кочерги были главными инструментами пирографов, пока в 20 веке не появился пирографический прибор с конструкцией паяльника. И это был настоящий прорыв, хотя техника была громоздкой и не самой безопасной. В 1962 году сын британского токаря Рой Чайлд задумал модернизировать пирограф. Он усовершенствовал выжигающую часть прибора, и все недостатки массивной техники фактически свел к нулю. Пирографы с раскаленной проволокой и пирографы с твердым наконечником используются и по сей день. Отрасль творчества продолжается развиваться и становится все более доступной, и для детского обучения в том числе.

Виды техники

Видов выжигания по дереву не так мало, и каждый имеет своих почитателей. Обычно мастер пробует одну технологию, а в ходе работы возникает интерес к новому опыту – так пирография становится большим увлечением, а, может быть, и работой.

Выжигание открытым пламенем

Открытым огнем пирографист равномерно обжигает поверхность работы – так он получает нужный фон. Обычно эту процедуру проводят с паяльной лампой. После такого действия на поверхности появляются желтые с коричневым оттенком полосы. На закопченной древесине ярче проступают контуры рисунка. Обжигание – процесс осторожный, пламя горелки должно едва затрагивать древесину.

Как происходит обжигание пламенем, можно посмотреть в видео-ролике.

У этого вида пирографии древние корни: когда-то умельцы обрабатывали дерево дымом. Сначала стамеской вырезался узор, потом чадящее пламя проходило по наклоненной поверхности дерева с равномерным ее закрашиванием. Так фон темнеет, и на нем образуется светлый узор.

Обработка горячим песком

А этот способ задействуют для легкого окрашивания светлой древесины. Так ее оттенок становился более теплым. Мастер насыпает чистый песок в емкость, после чего нагревает его. Далее в нагретый песок переносят деревянное изделие, и оно меняет тон. Мастеру остается «выкопать» изделие из песка и посмотреть, дошел ли тон до нужного оттенка.

Солнечным лучом

Работа возможна в солнечную погоду. Берется фанера либо деревянная доска. Выжигательную линзу нужно расположить так, чтобы лучи солнца сфокусировались на поверхности доски. Линзу нужно двигать так, чтобы яркое пятнышко «ходило» по поверхности, оставляя след в виде выжженных линий. Не стоит ожидать от этой технологии тех же результатов, что от традиционной пирографии, но творческий опыт будет определенно интересным.

Трением

Есть мастера, которые любят заниматься декором изделия, буквально не отходя от токарного станка. В данном случае используется сила трения. Изготовленное изделие (но еще находящееся на шпинделе), будет основой, к которой прикладывают фрагмент дерева твердой породы. Верхний слой от самого трения обугливается, на нем появляется коричневая полоска.

Газовым резаком

Бутановый резак может дать хороший результат в выжигании, но такой пирографический способ трудно контролировать. Это эффективная работа, если вы собираетесь выжигать абстрактные фигуры. Также газовый резак можете взять в качестве прибора для заполнения фона либо, например, обжигания краев. Применяется в декорировании коробок, вывесок, рамок и сувенирных тарелок. Посоревноваться с ним может выжигание струной или нихромовым резаком.

Каллиграфия

Пирографическая каллиграфия – изящная и тонкая работа. Ее активно используют для оформления вывесок, плакатов, различных названий. Надписи мастер выписывает писчим пером, а также особыми каллиграфическими перьями. Это современное выжигание, ведь заданный текст набирается в текстовом редакторе, подбирается подходящий шрифт и кегль, текст распечатывается и переносится на проект.

Рельефная резьба

Пирография – отличный способ украсить предметы, что вырезают рельефно либо по кругу. Рельеф придает работе большей реалистичности. А так как в проф-наборах часто имеется косое перо, это удачный способ попробовать свои силы в выжигании мелкого рельефа. Если сильно нагреть острое прочное косое перо, оно станет комфортным инструментом для резки по дереву.

Материалы и инструменты

Подходящий холст для работы пирографиста – дощечки из мягких пород дерева (сосна, клен, липа, ясень, береза). Поверхность должна быть гладкой и ровной.

Что же до инструментов, то главным из них является пирограф.

Пирограф состоит из:

  • контрольно-управляющего модуля – это устройство управляет мощностью выжигателя;
  • рукоятки с пером – это и есть инструмент, который находится в руке мастера.

Есть модели, в которых обе части соединены, но они не могут похвастаться высокой мощностью и надежностью. Современные пирографы могут быть двух типов: с твердым пером и с проволочным пером. Но принцип их работы фактически идентичен, приборы работают только от электросети.

Наконечники бывают клиновидными, игловидными, коническими. А еще в арсенале мастера будут латунные печатки, оставляющие разного рода орнаменты и узоры на изделии.

Выжигание по дереву для детей

Опыт выжигания на дереве для ребенка – интересный, творческий и технически направленный труд. Но он требует неукоснительного соблюдения техники безопасности, контроля со стороны взрослых. Сам взрослый сначала показывает юному ученику, как на ровной и гладкой дощечке с помощью трафарета или эскиза, перенесенного через копировальную бумагу, получается красивая картинка.

В выжигании по дереву для детей есть строгие правила:

  • работать можно исключительно с сухой древесиной;
  • после того, как изображение перенесено на основу, сначала следует сделать точки, а уже потом соединить их по линиям;
  • если линия предполагается тонкая, прибор нужно передвинуть очень быстро;
  • работа всегда начинается с внешнего края, а потом автор медленно переходит к центру;
  • перед тем, как нанести новый штрих, соседний должен остыть;
  • когда поделка готова, имеет смысл пройтись по ней наждачной бумагой;
  • чтобы пирографическая картина выглядела изящнее, можно покрыть ее воском.

Очень удобно, что современные детские пирографы производители комплектуют эскизами и схемами, которые как раз подходят для начинающих творцов.

Полезные советы и рекомендации

Скорее всего, начинающий пирографист устремляется в магазин товаров для творчества, чтобы выбрать подходящий и понятный в эксплуатации прибор.

Рекомендации по выбору прибора:

  • Новичкам стоит обратить внимание на Qiddycome, Biltema, а также Weller, Stayer. Они оснащены фигурными насадками, а также тугоплавкими наконечниками.
  • Отдавайте предпочтение технике, в комплектации которой есть запасная игла.
  • Немаловажна и функциональность модели. Есть универсальные приборы, которые могут выжигать не только по дереву, но и по ткани.
  • Когда возникнет необходимость в приобретение более профессиональной техники, вам понадобятся корпусные штифты. А к ним придется купить и термокаустер с газовой горелкой.

Если не знаете, с чего начать и каким именно будет пирографическое изделие, присмотритесь к такому направлению, как выжигание на спиле дерева. Это очень красивые и лаконичные работы, которые пользуются немалым спросом и отлично декорируют современный интерьер. И для новичка это будет отличным началом, которое не заставляет ждать результатов.

Еще одна благодатная область творческого самовыражения – выжигание струной по дереву. Струна – это нихромовый резак, который помогает выводить изящные узоры. Это более сложное творчество, и требует определенного опыта. На видео показано, как выполнять данный вид выжигания.

А если хотите делать нечто уникальное, можно вспомнить уже подзабытое узкое направление, которое называется выжиганием по гитаре. Гриф на узорном пирографическом фоне выглядит шикарно, да и работа позволяет реализовать себя в редкой области.

Чем было продиктовано возникновение интереса к выжиганию много столетий назад, могут предполагать историки. А вот современный виток популярности пирографии можно объяснить запросом на ручное творчество, на декоративные вещи, которые хранят тепло рук мастера, а не почерк заводского конвейера. Мастерк-классы из интернета, привлекательные аккаунты пирографистов в соцсетях будут толчком к самостоятельным пробам. Быть может, увлечение перерастет в нечто большее. Удачного опыта!

Как выжигать по дереву выжигателем ? уроки выжигания

Все помнят одно из развлечений детства — выжигание по дереву картинки или портрет. И запах выжигаемого дерева остался в памяти навсегда. Все возвращается на круги своя. Сегодня это называется пирография, и снова входит в моду. Компьютеры компьютерами, а многим детям хочется проявить свою индивидуальность другим образом. Да не только детям, что уж говорить. Вспомним, как это делается и что для этого нужно. Ниже прилагается вся информация для начинающих и не только.

Все помнят одно из развлечений детства — выжигание по дереву

Выжигание по дереву для начинающих: какие инструменты нужны для этого

Выжигательный аппарат (пирограф) — главное оборудование. Раньше это была пластиковая коробочка (обычно — желтая) с небольшим паяльничком внутри, у которого наконечник был похож на канцелярскую скрепку видом и толщиной. Сегодня, когда это искусство возвращается, выжигательная машинка представляет более серьезный прибор. Есть и аппараты старого типа, но, все-таки лучше приобретать выжигатель с твердыми перьями. Его хватит надолго, поскольку он отличается высокой прочностью, да и разных насадок у него много.

Минусы тоже есть:

  • долгий нагрев — долгое охлаждение;
  • иногда — неудобные (греющиеся) рукоятки;
  • возможность перегорания, при долгой работе.

У проволочных выжигателей минусы серьезней:

  • большая стоимость;
  • дорогой ремонт;
  • частая замена тонких игл;
  • трудность в поиске запчастей.

Выбор выжигателя — чисто индивидуальное решение. Но большинство выбирает первый вариант. Порекомендовать можно пирограф Stayer. Отличный выжигатель, подходящий для всех материалов.

Как пользоваться аппаратом? Данный выжигательный аппарат удобно располагается в пластиковой коробке, чем удобен для транспортировки. В комплекте есть подставка для паяльника (что очень важно), набор насадок из 20 штук (постоянно необходимые и фигурные). В общем, отличный подарок и начинающему пирографисту и профессиональному. Далее потребуется набор для выжигания по дереву. Это будет дешевле и проще, чем заниматься самостоятельным поиском нужных подручных средств. Там хватит материала на первое время. Выглядят наборы примерно так:

В хорошем наборе несколько досок, некоторые — с готовыми эскизами. Еще нужны рисунки, которые найти не проблема. Для начала — они опять же есть в наборе для выжигания.

Галерея: выжигание по дереву (поделки — 25 фото)

Урок и техника по выжиганию — мастер класс для новичков (видео)

Подготовка и выжигание по дереву паяльником: технология красоты

Подготовив нужное оборудование, определитесь с материалом. Лучше остановиться на мягких породах дерева.

Подготовив нужное оборудование, определитесь с материалом

Нужно дать прибору нагреться на подставке. Затем взять правильно отшлифованный материал. Помните:

  1. Шлифовать необходимо по волокну — так уйдут все неровности и шероховатости.
  2. После шлифовки обязательно нужно пройтись по материалу влажной тряпкой. Обязательно дайте материалу высохнуть.
  3. Далее необходимо аккуратно нанести эскиз на поверхность подготовленного материала карандашом, легкими штрихами.

Начав работу, забудьте про торопливость: никто не ставит задачу выполнения на скорость. Это небыстрый процесс. Как и любое искусство, требует тщательности и доставляет огромное удовольствие от проделанной работы.

  1. Эскиз, если вы плохо рисуете сами, нанесите на поверхность с помощью копирки.
  2. Наносить рисунок на подготовленную поверхность уже паяльником нужно с одинаковым усилием — так на нем не будут присутствовать пробелы.
  3. Не передерживайте раскаленную иглу на одном месте — дерево потемнеет сильней, чем в других местах. Это может испортить окончательный вид.
  4. Держите материал волокнами вниз — так по нему будет легче идти игла, не встречая препятствий и сопротивления.

Будьте всегда осторожны и помните: вы работаете с горячим инструментом. Держите его всегда на подставке: лучше лишний раз подуть на воду, но не обжечься.

Как правильно выжигать на дощечках: рождение первых шедевров

Как и говорилось, для этого потребуется следующий инструмент:

  • эскиз (он может быть любым, какой больше понравится);
  • дощечки (сосна, липа, береза, ясень, клен);
  • огнеупорная подставка под пирограф (обязательно!);
  • пирограф.

В зависимости от необходимости и особенностей рисунка меняйте насадки, которые всегда держите под рукой

  1. Подготовить дощечку. Зачистить ее мелкой шкуркой. Натереть водно-меловым раствором. Дать дощечке высохнуть (выжигать можно только когда материал будет сухим).
  2. Перенести на дощечку выбранный эскиз.
  3. Включить пирограф. Дождаться пока перо накалится и покраснеет.
  4. Далее с одинаковым нажимом вести пером по контуру и всем элементам эскиза, чтобы появлялась четкая темно-коричневая полоса (или — черная, если хотите).
  5. Выжигание закончено, когда будут прорисованы все части эскиза, и он превратится в полноценный рисунок.

В зависимости от необходимости и особенностей рисунка меняйте насадки, которые всегда держите под рукой. Эта технология для начинающих позволяет быстро научиться мастерству пирографии.

Выжигаем на фанере: самый простой способ

Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске. Приобрести фанерные листы легко на любом строительном рынке. Можно попросить, и ее разрежут на куски, нужного размера. Фанера меньше весит и стоит дешевле, чем другие материалы. В ней отсутствуют вредные смолы. Выбирать нужно фанеру из березы, сосны, бука, толщиной не более 2 сантиметров.

После выбора фанеры процесс идет по уже приведенной схеме.

  1. Фанеру необходимо зачистить. Намочить раствором мела и воды. Дать фанере высохнуть.
  2. За время просушки надо выбрать эскиз, карандаш, копировальную бумагу.
  3. Как только фанера высохнет — начинайте переносить эскиз на фанеру.
  4. Включите пирограф — он должен обязательно стоять на подставке.
  5. После того, как пирограф раскален, а эскиз перенесен на фанеру, начинайте работу.

Процесс выжигания на фанере не сильно отличается от пирографии по толстой доске

Самому, соблюдая эту простую технологию, можно выжечь все, что угодно: от простой надписи до настоящей картины. Сделать это легче, чем кажется.

Какие насадки лучше приобретать

Достаточно приобрести для начала набор насадок. Вот так выглядит отличный набор, опробованный опытным путем:

Все насадки вряд ли будут использоваться. Главными, чаще всего употребляемыми, обычно являются насадки для прожигания линий (варьирующих их толщину). Клиновидные, конические, тонкие игловидные — должны быть обязательно. Латунные печатки, идущие в наборе, можно использовать для составления орнаментов — интересный результат гарантирован.

Несколько советов

  1. Разница в стоимости хорошего (качественного) и плохого пирографа отличается, но не настолько, чтобы экономить. Качество здесь равняется безопасности.
  2. Если вы приобретаете выжигатель ребенку, сначала сами испытайте его в работе, и, только потом начинайте инструктировать юного художника по дереву.
  3. Не закупайте сразу множество материала и дополнительных материалов — все это можно купить постепенно, не нанося сильно удара по бюджету.

Первый урок выжигания для начинающих: акула (видео)

Пирография — искусство, доступное каждому. Приобретая выжигатель, вы приобщаете ребенка к прекрасному и приобщаетесь сами. Разве плох день, проведенный с ребенком за сотворением красивой картины, которую можно повесить на самое видное место в доме? Гости дома будут удивлены новыми картинами. И можно не сомневаться, что не один раз поинтересуются, а где такую можно купить? Такие минуты дорогого стоят.

Читайте также:  Крутой тесак из деталей коробки передач автомобиля
Ссылка на основную публикацию