Приспособление для фиксации колеса автомобиля

Сообщества › Кулибин Club › Блог › приспособление для шиномонтажа

как то столкнулся с необходимостью перебортировать некое количество колес, и зародилась идея сделать вот такое приспособление которое и в дальнейшем меня выручало.

Смотрите также

Комментарии 51

Как-то мне довелось вручную перебортировать 2 колеса от жигуля. Из инструментов: 2 мотнировки, домкрат и сам жигуль. Срывать резину было решительно нечем. Клал колесо покрышкой под задний барабан и опускал домкрат. После N-й итерации сорвал. Помню намаялся тогда знатненько. Второе колесо уже чуть легче пошло, но всё равно мокрый был как мышь. Борта у резины, конечно же, изгадил, но это было уже всё равно, вставлял камеры.

меня научили бортировать колеса в армии, диски никогда не гнул, срывал корд домкратом очень успешно приноровился, тогда безвыходность была. и вулканизировать тоже заодно научился так как все колеса камерыми были

сорвать покрышку это пол дела, а как её вытащить потом из диска и запихнуть обратно?

монтировкой, элементарно, проще проще простого

до того как посмотрел видео в интернете как это делают у меня ни разу не получалось, ну как подвернётся вариант, попробую что из этого выйдет.

Вещь хорошая, но она привязана к конкретному месту.
В том месте, где рычаг крепится к стене нужен крюк из толстого метала длиной 10 см. Тогда этим крюком можно цепляться за центральное отверстие диска, а лапкой сдавливать шину с бортика. Такой шиномонтаж можно проводить в любом месте.
Хотя смысл, если перебортировать стоит копейки

ну, мне нужно было стационарно. просто езжу на рабочей машине у которой лысая резина и раза 3 в месяц пробиваю колеса, так как там стоят камеры вот и забираю домой делать, а так бы на шиномонтаже чинил, 150-200 стоит вот и пришлось так как организация не оплачивает такие расходы

Пипец, ты ездишь на машине у которой лысая резина и любой гаец может дое… и выписать штраф, трижды в месяц чинишь эти убитые колеса сам?!
Спрашивается на… такая работа, может лучше поискать более адекватную?

я сам гаецу штраф выпишу)

Ааааа, ну тады хозяин барин. Просто согласно перечню неисправностей при которых запрещена эксплуатация авто п. 5.1 про шины все четко написано. Тут не только штраф, тут штраф стоянка!

в гараже уже лет 40 лежит. отец еще делал в свое время. тоже типа такого. только она в распор вставала в проем рамки ворот одним концом на колесо другим в распор. и резьба(от тисков с крупным шагом) по середине была с воротком. крутишь и она нажимала на покрышку.

дед мой такую лет 30 а то и больше назад сделал, за дверь гаража крепил

Зачетная штука, сделаю себе такуюже

Помню из журнала Моделист-конструктор ))) Там правда на базе Жигулёвского домкрата была приспособа…

С детства помню у деда в гараже похожее приспособление, правда с упором на нижнюю поверхность и кстати заводского исполнения. Новое — хорошо забытое старое =)

на ютубе наберите “шиномонтаж своими руками” вот тут например разбортовка и обратная сборка колеса показана —

Круть, я себе на днях тоже сварил. Удобная вещь.

У меня, раньше, под жигулёвский домкрат, труба проверена была

Домкратом не хуже получается.

не хуже, но намного дольше… я когда то в армии служил и тоже бортировал, тогда домкратом срывал

Хорош помощник, можно и стойки на авто собирать.

О! Нормуль! А как резинку с обода стащить? А как потом обратно засунуть, приклеить и накачать? Вот весь процесс бы увидеть подробненько! А идея супер! Тем более, что там на разный размер рассчитано, я так понимаю! А ещё размеры бы узнать, чтоб самому слепить!

по поводу размера то как колесо от стенки отодвинешь такой и будет, резинка всмысле корд? когда давишь этой приспособой она сползает на ура, потом переворачиваешь и сдругой стороны, дальше монтировками. реально колесо разбортирую до 5 мин, и кто бы что не говорил диск еще не разу не гнул. единственное что балансировку не сделаю, но я стараюсь поставить метку и на нее же посадить покрышку. кстате данное колесо камерное, которую я вулканизирую самодельным вулканизатором, и так как оно стоит сзади то балансировать его не обязятельно

Я на своем УАЗике только один раз был в шиномонтажке и то на балансировке. А так — уголок и кувалда.

по поводу размера то как колесо от стенки отодвинешь такой и будет, резинка всмысле корд? когда давишь этой приспособой она сползает на ура, потом переворачиваешь и сдругой стороны, дальше монтировками. реально колесо разбортирую до 5 мин, и кто бы что не говорил диск еще не разу не гнул. единственное что балансировку не сделаю, но я стараюсь поставить метку и на нее же посадить покрышку. кстате данное колесо камерное, которую я вулканизирую самодельным вулканизатором, и так как оно стоит сзади то балансировать его не обязятельно

А литьё фомкой не поцарапаешь?

если с умом то конечно не поцарапаешь, немного отступаешь от диска и вперед

Ну, в принципе, соглашусь! С дуру можно и хер сломать! Но лучше всё же балансировку делать, даже если колесо стоит сзади. Личный опыт показал, что при увеличении скорости увеличивается дискомфорт при поездке. Ну если ставить метки на диске и на резинке и потом максимально всё ставить на свои места такого дискомфорта не почувствуешь, но расбаланс будет.

Приспособление для фиксации колеса автомобиля

В данном обзоре автор показывает процесс изготовления самодельного приспособления, которое предназначено для фиксации автомобильного колеса.

Для изготовления этой самоделки автор использует куски профильной трубы, петли и отрезки металлической полосы.

Первым делом необходимо отрезать две заготовки: кусок профильной трубы 30*30 мм и отрезок профиля 25*25 мм, который должен входить в первую заготовку.

Затем автор отрезает еще два куска профиля 30*20 мм. Их нужно приварить к ранее отрезанным заготовкам.

Основные этапы работ

На следующем этапе необходимо отрезать две пластины, и приварить их к профильным трубам, как показано на фото ниже.

Затем отрезаем два куска профильной трубы прямоугольного сечения. С одной из сторон привариваем заглушки из полосы металла или пластины.

К прямоугольным кускам профиля также необходимо будет приварить мебельные петли.

К этим заготовкам еще надо приварить полосы металла — тоже с помощью петель.

После этого привариваем куски прямоугольной профильной трубы к основной конструкции.

В профиле 25*25 мм необходимо просверлить три отверстия, чтобы можно было отрегулировать приспособу под разный размер колес. Одно отверстие сверлим в профтрубе 30*30 мм.

Читайте также:  Как сделать автоматический лифт для фрезера

На последнем этапе останется только зачистить и покрасить все детали.

Подробно о том, как сделать приспособление для фиксации колеса автомобиля, смотрите на видео.

Кресло для отдыха: на даче или возле бассейна

Следующий пост

Мощная воздуходувка на базе угловой шлифмашинки

Комментарии
Рубрики сайта
  • Авиация
  • Авто и мото
  • Армия и флот
  • Археология
  • Животные
  • Здоровье
  • Знаменитости
  • Игры
  • Интересное
  • Интернет и компьютеры
  • История
  • Космос
  • Кулинария
  • Культура и искусство
  • Мода и стиль
  • Музыка
  • Наука и технологии
  • Новости
  • Общество
  • Охота и рыбалка
  • Политика
  • Природа
  • Происшествия
  • Психология
  • Путешествие и отдых
  • Развлечения
  • Религия
  • Родноверие
  • Рукоделие
  • Сад и огород
  • Самоделки
  • Спорт
  • Строительство и дизайн
  • Тайны и мифы
  • Экономика
  • Юмор, приколы
  • Песочница
Последние комментарии

Боятся!? )))) Значит всё правильно делаем.

Я бы советовала покупать шкаф-купе, каркас которого изготовлен из ДСП толщиной 18 мм. Он б.

У сестры всегда было пониженное давление, но она как-то не очень это замечала. А однажды л.

хохол – это диагноз.

Когда я играю в Topigr, я бы хотел, чтобы мы были полностью свободны от проблем, и не бесп.

Сейчас в мире столько всего не объяснимого, что мама не горюй.

Пиндосы, признайтесь что вы не были на Луне и мы от вас отстанем.

Басков такой-же бандерлог как и Ротару! Басков, почему не едешь выступать в Крым и Донбасс.

Так называемая «поистине великая звезда» спонсировала геноцид Донбасса! Пусть выступает пе.

Набирающие популярность

Фильтр Циклон для пылесоса из ПВХ труб

Как отрегулировать пластиковую дверь

Съемник масляного фильтра своими руками

Украшаем сад с помощью бетонных шлакоблоков

Самодельное зарядное для автомобильного аккумулятора

Информационно-развлекательный сайт «Лабуда» – это ежедневные, оперативные, актуальные, интересные новости и полезная информация из разных сфер жизни.

Полное или частичное копирование материалов сайта labuda.blog разрешается только при указании активной и индексируемой гиперссылки на источник публикации.

Правовая информация

Уважаемые авторы, помните, размещаемые вами публикации, не должны нарушать законодательство Российской Федерации и авторские права сторонних ресурсов.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации и Республиках Новороссии: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ», «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры​​», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

Средства повышения проходимости и самовытаскивания автомобиля

Цепи противоскольжения — наиболее распространенное средство повышения проходимости автомобиля. Чтобы надеть на колеса цепи противоскольжения, нужно разложить их спереди или сзади автомобиля точно по его колее и осторожно въехать на середину цепей. После этого цепи натягивают и концы их соединяют замками. Правильно смонтированные цепи должны иметь небольшое свободное перемещение относительно покрышек колес.

По своей конструкции цеди противоскольжения бывают:

Мелкозвенчатые цепи используются для обеспечения движения автомобиля по мягким грунтам, снежной целине, скользким и обледенелым дорогам, а также в горных районах. Устанавливая цепи, их надо натягивать так, чтобы среднюю часть поперечных цепей можно было бы легко переместить по покрышке колеса на расстояние 10—20 мм.

Рис. Мелкозвенчатые цепи противоскольжения: а — для одинарных колес; б — для сдвоенных колес; в — смонтированные на колесах автомобиля

Рис. Траковые цепи противоскольжения: а — в развернутом виде: б — смонтированные на колесах автомобили

Рис. Гусеничные цепи противоскольжения: а — в развернутом виде; б — смонтированные на колесах автомобиля

Траковые цепи используются при движении по мягким размокшим грунтам, разбитым грунтовым дорогам и в распутицу, по заболоченной местности и снежной целине.

Натяжение траковой цепи считается правильным, если один из ее траков усилием руки может быть поднят над покрышкой колеса на 5—8 мм.

Гусеничные цепи используются при движении по очень мягким грунтам, заболоченной местности и снежной целине. Эти цепи применяются для трехосных автомобилей и крепятся на колесах среднего и заднего ведущих мостов.

Правильным натяжением гусеничной цепи считается такое, при котором провисание ее верхней ветви между колесами составляет 10—15 мм.

После преодоления труднопроходимого участка цепи противоскольжения снимаются, в противном случае быстро изнашиваются цепи противоскольжения и автомобильные покрышки, повышается расход горючего и разрушается покрытие дорог.

Лебедка автомобиля используется как для самовытаскивания, так и для вытаскивания застрявшего автомобиля (прицепа). Для самовытаскивания застрявшего автомобиля (рис. а) сначала выключают муфту включения барабана лебедки, разматывают трос на необходимую длину и закрепляют его за столб, пень, дерево, большой валун или за другой местный неподвижный предмет. Затем включают муфту включения барабана лебедки, запускают двигатель, включают первую передачу коробки отбора мощности и начинают подтягивать автомобиль на средних оборотах коленчатого вала двигателя. Для облегчения работы лебедки предварительно откапывают колеса застрявшего автомобиля и расчищают грунт под передним и задним мостами автомобиля.

Рис. Применение лебедки: а — для самовытаскивания автомобиля; б — для вытаскивания другого автомобиля

Рис. Приспособления, применяемые в качестве опоры при самовытаскивании автомобиля лебедкой: а — горизонтальный анкер; б — вертикальный анкер; в — складной плоский якорь; г — штопор

Если для самовытаскивания застрявшего автомобиля недостаточно силы тяги лебедки, применяют блок (рис. б). Усилие, прилагаемое к вытаскиванию автомобиля, в этом случае увеличивается.

Если для крепления троса нет подходящих местных предметов, то трос можно закрепить за другой автомобиль, надежно его затормозив, за анкеры, вкопанные в грунт, за складные якори или за штопоры.

При вытаскивании другого автомобиля автомобиль с лебедкой устанавливают на твердом грунте и затормаживают. При необходимости подкладывают под его колеса тормозные подкладки или закрепляют автомобиль тросом за какой-либо упор на местности.

Рис. Якорь-самовытаскиватель: а — схема установки; б — установленный на местности

Якорь-самовытаскиватель используется для вывода автомобиля, застрявшего ведущими колесами в мягком грунте (снегу). Для этого якорь-самовытаскиватель устанавливают перед передними колесами по ходу движения автомобиля. Цепь каждого якоря пропускают между дисками ведущих сдвоенных колес. Свободный конец цепи продевается через окно в диске наружного колеса и закрепляется на ступице. После этого включают первую передачу и начинают движение. Во время движения цепи наматываются на ступицу между дисками задних колес автомобиля, подтягивая якори под передние колеса. Дальнейшее укорачивание длины цепей в результате их наматывания приводит к тому, что автомобиль начинает двигаться вперед, выезжает из углубления в грунте (снегу) и двигается до тех пор, пока, передние колеса не выходят за передний край якорей. Если в дальнейшем нет необходимости использовать якори, они снимаются, очищаются от грунта (снега) и укладываются на отведенное для них место. Если же однократное использование якорей-самовытаскивателей на данном месте не дало результатов, прием повторяют.

Читайте также:  Самодельная масленка с регулируемым дозатором

Противобуксатор является наиболее простым и надежным приспособлением для вывода автомобиля из препятствия при буксовании сдвоенных ведущих колес.

Рис. Противобуксатор: а — схема установки; б — установленный на местности

Чтобы использовать противобуксатор, на задние сдвоенные колеса автомобиля надевают цепи-браслеты, под задние колеса укладывают противобуксаторы, включают первую передачу и начинают движение вперед. При этом надетые на колеса цепи захватывают зацепы противобуксаторов и обеспечивают принудительное зацепление колес с противобуксаторами, в результате чего автомобиль выходит из препятствия.

Противобуксовочные колодки и браслеты применяются для предотвращения буксования ведущих колес на мягких грунтах и скользких дорогах.

Рис. Противобуксовочные колодка и браслеты: а — колодка; б — браслеты

Дорожки из прутьев и фашины используются при движении автомобилей по болотистой местности и сыпучим пескам. При подъезде к препятствию дорожки раскладывают по ширине колеи автомобиля. Во избежание повреждения дорожек бугры и кочки на пути укладки дорожек нужно обходить или срезать.

Рис. Дорожки из прутьев и фашины: а — дорожки; б — укладка фашин

Приспособления для монтажа шин

ATR-3061 Licota Инструмент для установки жгутов (для ши.

Приспособление для установки вентиля для бескамерных ши.

Приспособление для установки вентиля для бескамерных ши.

Приспособление для шиномонтажа, длина 116см (в сложенно.

JTC-4888 Приспособление для шиномонтажа, длина 180см

JTC-4887 JTC Приспособление для шиномонтажа, длина 116с.

Приспособление для монтажа и демонтажа Aist 67921105

Приспособление для установки вентиля для бескамерных ши.

Приспособление для шиномонтажа, длина 180см JTC JTC-488.

Набор инструментов для шиномонтажных работ JTC JTC-UI50.

ATR-5101A Licota Набор для замены ниппеля, без снятия ш.

Приспособление для шиномонтажа универсальное, автоdело.

Приспособление для шиномонтажа, длина 180см JTC

Шиномонтажный стенд Сорокин для мотоколёс механический.

Инструмент для установки вентиля бескамерной шины ROSSV.

JTC Приспособление для шиномонтажа, длина 116см (в слож.

Приспособление для монтажа/демонтажа грузовых б/к шин 1.

Набор для ремонта проколов бескамерных шин ORT (шило ши.

Клещи для шиномонтажа Licota ATR-3074A

Набор лопаток монтажных для шиномонтажа JTC JTC-5631

Демонтажное приспособление для грузовых колёс BL2 NORDB.

Инструмент демонтажа и монтажа шин AE&T T08010A

Приспособление для установки вентиля для бескамерных ши.

Демонтажное приспособление для грузовых колёс BL2 NORDB.

Монтажка для монтажа шин (лопатка) НИЗ Ц15.хр

Ручка для установки вентилей в бескамерные шины мет. ру.

Шиномонтажный стенд Сорокин 24″, 380В, 0,75кВт, по.

Монтировка для шиномонтажа IZELTAS 6350260600

Сорокин Монтажный комплект для мотоколёс

Набор лопаток монтажных для шиномонтажа JTC JTC-5631

Набор для ремонта бескамерных шин Licota ATR-3067A

Инструмент демонтажа и монтажа шин AE&T T08010

Пистолет-манометр для подкачки шин 10атм 60D, Clipper

Инструмент для подготовки отверстия бескамерных шин для.

Шиномонтажное оборудование Сорокин Монтажная головка дл.

Приспособление для вставки грибков БХЗ ПВГ

Ремкомплект для ремонта бескамерных шин “Airline&q.

Присп. для шиномонтажа универсальное (АвтоDело)

Бхз Пвш-1 (Приспособление Для Вставки Шнура)

Инструмент демонтажа и монтажа шин AE&T T08010A

Шиномонтажное оборудование Сорокин Пластиковая монтажна.

Инструмент REHAU RAUTITAN для гибки монтажных шин

Шиномонтажное оборудование Сорокин Монтажная головка дл.

Инструмент демонтажа и монтажа шин AE&T T08010

JTC Приспособление для шиномонтажа, длина 180см 6.5кг 1.

Набор инструментов для ручного монтажа/демонтажа грузов.

Приспособление для монтажа Schneider Electric ISFT100 (.

Монтажка для шиномонтажа 600 мм АвтоДело лопатка

Разработка конструкции стенда для фиксации диска колеса

В процессе разработки технологии аргонодуговой дисков колес, выявились некоторые недостатки связанные с организацией ремонта. А именно фиксация диска колеса в неподвижном состоянии, различное положение диска колеса относительно вертикали, для удобства осмотра и ремонта.

Целью разработки стенда для фиксации диска в неподвижном состоянии: увеличение производительности труда, снижения трудоемкости, повышения качества ремонта за счет удобства при визуальном осмотре и ремонте диска колеса аргонодуговой сваркой.

Чертеж общего вида стенда фиксации колеса

Сборочный чертеж стойки

Маршрутная карта восстановления диска колеса

Операционная карта заварки фрагмента диска колеса

3 Разработка технологии ремонта головки блока цилиндров и легкосплавных дисков

3.1 Выбор и обоснование способа ремонта трещины блока цилиндров

3.2 Обоснование необходимости разработки технологии

3.3 Технология аргонодуговой сварки

3.4 Разработка маршрутной технологии

3.5 Технология работ на шиноремонтном участке

3.6 Определение норм времени

4.1 Обоснование необходимости разработки конструкции

4.2 Анализ существующих конструкций

4.3 Устройство и принцип работы конструкции

4.4 Расчет болтовых соединений на прочность

4.5 Расчет шва на прочность

Пояснительная записка 20 листов описания и расчетов, спецификации.

Похожие материалы
  • Разработка стенда испытания головок блока двигателя на герметичность
  • Проект стенда для разборки и сборки передних и задних мостов автомобилей
  • Стенд рихтовки кузовов легковых автомобилей
  • Разработка стенда для обкатки пусковых двигателей
  • Разработка стенда для проверки работоспособности цилиндра сцепления

Новые конструктивки

Проект стенда для ремонта головок двигателей внутреннего сгорания

Проект стенда для диагностирования дизельного двигателя по расходу топлива

Проект устройства для автоматического дозирования порошкового материала при электроконтактной приварки

Разработка устройства для ремонта крупногабаритных шин сельскохозяйственной техники

Целью данной разработки является создание простого, надежного и в то же время недорогого универсального переносного вулканизатора, способного работать в мастерских,…

Приспособление для притирки посадочных отверстий гидрораспределителей

Одной из простых в обслуживании и изготовлении зажимами являются основанные на механической передаче. Они имеют больший КПД (коэффициент полезного действия),…

Модернизация напольного стенда для правки кузовов легковых рамных автомобилей

Целью курсовой работы является модернизация стенда напольного для правки кузова легковых рамных автомобилей на основе модели Siver H-110. В ходе выполнения…

Кантователь кузова легковых автомобилей

Устройство “Кантователь легковых автомобилей” относится к грузоподъёмной технике, и также может быть использовано при выполнении работ по ТО и ТР.…

Приспособление для сборки-разборки и ремонта стартера автомобиля

Приспособление предназначено для быстрой, удобной и безопасной разборки, сборки стартера, а также для проверки стартера в условиях полной фиксации. Устройство приспособления:…

Стенд для испытания и обкатки автомобильных компрессоров

В процессе эксплуатации компрессора возникают дефекты деталей (блока – картера, коленчатого вала, шатуна, головки блока цилиндров) из-за вращения и соприкосновения…

Дипломы, курсовые, конструктивные разработки для дипломов, контрольные работы, чертежи по различным техническим дисциплинам.

Группа ВК

Новые дипломные проекты

Проект транспортера для удаления помета за пределы птичника птицефабрики

Проект совершенствования ремонта и ТО техники с разработкой передвижного шиномонтажного стенда для крупногабаритных шин

Организация технического обслуживания автобусов в условиях OOO

Автотранспортное предприятие расположено по адресу: 450045, г. Уфа, Территория ОАО “Уфанефтехим”. Предприятие расположено на ровной площадке в не затапливаемой зоне.…

Читайте также:  Быстрозажимная струбцина из металла своими руками

Совершенствование ТО тракторного парка с модернизацией поста мойки тракторов

В результате выполнения дипломного проекта по совершенствованию технического обслуживания тракторов в ОАО “Зареченское” Бежецкого района с модернизацией поста мойки тракторов…

Реконструкция ремонтной зоны производственного корпуса Тойота Центр Астрахань с разработкой участка прямой приемки

Цель проекта: Используя задание предприятия на проект, сведения отчетности предприятия за последние три года, существующее положение и перспективу развития ремонтной…

Модернизация РОБ коммунального унитарного предприятия мелиоративных систем

Целью данного дипломного проекта является обеспечение выполнения мелиоративных и строительных работ за счет совершенствование технического обслуживания и ремонта техники в…

Совершенствование ТО и ремонта электрооборудования тракторов в СПК

Целью данного проекта является совершенствование технического обслуживания автотракторного электрооборудования в условиях СПК. 1. Анализ эксплуатационных показателей СПК показал, что на предприятии…

Организация ТО и диагностики грузовых автомобилей в СПК и разработка гидравлического домкрата

В СПК «Владимировский» производство организовано по территориальному признаку. Организационная структура относится к бригадному типу и является двухступенчатой. В состав хозяйства…

Модернизация жатвенной части зерноуборочного комбайна КЗС-1218 GS-12 ПАЛЕССЕ для более качественного убора зерновых культур

Условия нормальной жизни людей во многом зависят от продовольственной безопасности государства. Она позволяет населению работать на пользу общества и приносить…

Организация работ по снижению трудоемкости ремонта тракторов в ООО с разработкой стенда ремонта ГБЦ

В первой части дана организационно-экономическая характеристика предприятия. Приведены состав и структура земельного фонда предприятия, состав товарной продукции, динамика темпов роста…

Совершенствование ремонтно-обслуживающей базы ОАО с разработкой стенда для ремонта головок ДВС

Для поддержания машин в работоспособном состоянии в хозяйстве должна быть создана ремонтно-обслуживающая база, оснащённая необходимым технологическим оборудованием для диагностирования, ремонта…

Кручу-верчу, разбортовать хочу: тест советского «карманного шиномонтажа»

Шиномонтаж сегодня – дело заурядное, быстрое и недорогое. Многие спокойно держат два комплекта шин на четыре диска и запросто меняют покрышки ежесезонно. Однако шиномонтаж как сервис в этом нынешнем виде известен лишь с постсоветских времен. И четверть века назад, в эпоху безальтернативных Жигулей и Москвичей, любой прокол колеса превращался в трагедию и влек за собой незапланированный нешуточный труд.

Прогресс заметно облегчил жизнь автовладельцев. Электрические компрессоры позволяют мгновенно накачать проколотое колесо, а плотная сеть недорогих шиномонтажных мастерских – доехать до места ремонта даже без повторной подкачки. И это даже не говоря про «антипрокольные» шины типа RunFlat… А ведь когда-то гвоздь в покрышке был приговором, обрекающим “водилу” на незапланированную тяжкую работу монтажными лопатками. Теми самыми «монтировками», которые до сих пор постоянно фигурируют в шоферском юморе, хотя мало кому из автовладельцев последнего поколения доводилось держать их в руках…

Однако было в огромном сообществе советских автолюбителей и небольшое количество избранных счастливчиков. Тех, кому повезло прикупить редкий и дефицитный автоаксессуар под неблагозвучным названием Ж7-ПМ или «Приспособление для монтажа и демонтажа покрышек легковых автомобилей», изготавливали который в городе Бар Винницкой области. В карман устройство, конечно, не помещалось, но, в сущности, едва ли можно представить себе что-то более компактное для этих целей.

Удивительно, но в течение нескольких десятилетий это устройство было (и так и осталось) единственным в своем роде в советской магазинной рознице: никакие иные советские фабрики, помимо того самого барского машзавода, никогда не производили его клонов или аналогов. Поэтому мы не могли обойти стороной уникальный аксессуар, и разыскали его сохранившимся в гараже одного из наших читателей, дабы изучить и протестировать.

Принцип работы устройства не таил в себе инноваций даже для своего времени: оно устроено по той же схеме, что и профессиональные шиномонтажные станки. В последних колесо крепится на станок, а вращает его электромотор или пневмодвигатель. А в штуковине по имени Ж7-ПМ колесо лежит на земле или верстаке неподвижно, приспособление закреплено на нем, а подвижную каретку вы крутите вручную монтировкой через шестеренчатый привод.

И надо сказать, что пользоваться приспособлением совсем не просто! Оно не делало из монтажа и демонтажа покрышки легкий и приятный процесс, как могло показаться на первый взгляд. Работа была весьма близка по трудоемкости к примитивной ручной разбортировке, разве что с меньшим риском помять и ободрать кромки диска. Начать нужно с того, что вращение шестереночного привода предусмотрено… монтировкой! Да-да, приспособление не имеет красивой и удобной S-образной рукоятки “а-ля мясорубка”. Десятки раз автолюбитель вставлял монтировку в шлицевую прорезь оси малой шестеренки, чтобы в конечном итоге прокрутить на один оборот шестеренку большую! По словам сына прежнего владельца этого гаджета, для переобувки четырех колес отец уходил в гараж на весь день.

Приспособление относительно универсально. Согласно инструкции, оно предназначено для 13-дюймовых колес автомобилей Жигули, Москвич и Запорожец. Собственно, именно тип «разболтовки» колеса (диаметра, на котором расположены крепежные отверстия, а также их количество) и является препятствием, ограничивающим его использование. Для вышеупомянутых авто на диске сделано несколько резьбовых отверстий, между которыми можно переставлять крепежные шпильки на разную разболтовку.

Приспособление закрепляют на шпильках сперва с одной стороны диска, а затем с другой. Подвижная каретка, снабженная роликом, обкатывается по зубчатому профилю диска приспособления, обеспечивая отрыв прилипших бортов шины от диска. Затем борт шины «задирается» над ободом диска монтировкой, второй конец монтировки засовывается под специальный удерживающий крюк, торчащий из центра диска (чтобы освободить руку), после чего делается еще один оборот большого шестеренчатого колеса для разбортировки одной стороны шины. Затем Ж7-ПМ снова переставляется на противоположную сторону колесного диска, и процесс повторяется.

Впрочем, если вам не нужно было менять одну шину на другую, а требовалось только извлечь для заклейки камеру и потом вставить ее обратно, объем работ уменьшался вдвое.

В 1979 году, когда это устройство было куплено в магазине отцом его нынешнего владельца, агрегат стоил 28 рублей. Для понимания уровня цен – Запорожец тогда стоил 5 000 рублей, ВАЗ-2106 – 9 600 рублей, заплата школьного учителя составляла приблизительно 100-120 рублей, рабочего на заводе – 170-180 рублей, инженера – 200-220 рублей.

Кстати, в пару к «карманному шиномонтажу» Ж7-ПМ неплохо было иметь еще и устройство для балансировки колес после сборки. Представляло оно собой подобие ступицы на подшипнике, имевшей струбцинку для прикручивания на верстак. На ступицу устанавливалось колесо, которое надо было раскрутить рукой. Если после завершения вращения по инерции колесо раз за разом останавливалось одним и тем же местом вниз, то нижняя точка помечалась мелком, а на противоположную сторону устанавливался балансировочный грузик. Сперва маленького веса, а если проверка не выявляла улучшений, то вес добавлялся.

Ссылка на основную публикацию